Практическое исследование психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей
Цель исследования
состоит в том,
чтобы
изучить влияние социальной ситуации развития на личность подростков, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования
выступают юноши и девушки в возрасте 15-16 лет (15 человек)- экспериментальная группа (подростки 9 классов Детского дома №2), 10 человек – контрольная группа (подростки классов, воспитывающиеся в семьях).
Предмет исследования
: особенности психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей.
Основная гипотеза исследования:
особенностью психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей, является пассивная стратегия в поведении, выражающаяся в отсутствии стремления к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умении самостоятельно организовывать свою жизнь, признании необходимости внешнего контроля над поведением.
Рабочая гипотеза исследования
: пассивная стратегия в поведении подростков, оставшихся без попечения родителей является характерной для данной социальной ситуации развития.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы в практической части работы решались следующие задачи
:
1.Определить показатели для исследования психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей.
2. Исследовать психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей.
3. Выявить влияние социальной ситуации развития на психологические особенности подростков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования
:
- сравнительный метод;
- констатирующий эксперимент;
- тестирование;
Новизна нашего исследования
состоит в том, что мы а) рассматриваем социальный фактор в развитии как фактор, влияющий на особенности психического развития подростков; б) определяем показатели для исследования психологических особенностей подростков, оставшихся без попечения родителей.
Исследование проводилось в феврале-марте 2005 года среди учащихся 9-х классов средних школ г.Магнитогорска.
Все методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние временных ситуационных факторов.
В нашем исследовании мы применяли следующие методики :
1. Методика диагностики коммуникативной установки (авт. В.В. Бойко) [11 ]
2. Методика диагностики самоконтроля в общении (авт. М. Снайдер) [11 ]
3. Методика по определению уровня субъективного контроля личности. Тест-опросник УСК (авт. Е.Ф. Бажин, Е.А Голынкина, А.М. Эткинд) [34 ]
Теперь определим те показатели, по которым мы оценивали особенности психического развития подростков, оставшихся без попечения родителей и обоснуем выбор методик нашего исследования.
Также по теме:
Выбор методов и методик для изучения готовности ребёнка к школьному
обучению
Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизическое состояние будущего школьника в целом. Среди ее различных психологических параметров наибольшее значение имеют: сформированость важнейших познавательных процес ...
Основные направления современной игровой терапии
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследовател ...
Причины депрессии
Депрессия была отмечена еще в древние времена. Описания явлений, которые тогда называли нарушениями настроения, можно найти во многих древних документах разных культур. История о царе Сауле в Ветхом Завете включает в себя описание депресс ...
Разделы