Основные теории изучение воображения
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.
Восприятие определяется четырьмя видами:
|
Активное |
Пассивное |
Продуктивное |
Репродуктивное |
|
возникает по собственному желанию, усилием воли. |
возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания. |
действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) |
воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии) |
Представление разделяют
· по функционированию ведущего органа чувств - зрительные - двигательные - и др.
· по содержанию - технические - топографические - музыкальные - и др.
Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
Также по теме:
Методы влияния
На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция (11), и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают род ...
Внешняя
и внутренняя деятельность
Согласно А.Н. Леонтьеву различают деятельность внешнюю и внутреннюю. Внешняя — это деятельность с предметами материального мира или их обозначениями, она называется, соответственно, материальная и материализованная. Внутренняя — это деяте ...
Эмоции и воспитание
Постмодернизм как состояние современной культуры после кровопролитных войн XX в. скорее зафиксировал (вслед за Л. Фрейдом) пагубные страсти, бушующие в человеке и не подконтрольные интеллекту, но не сумел выдвинуть собственной по-зитивной ...

Разделы