Понятие гуманных отношений
Гуманность - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности - в актах содействия, соучастия и помощи.
Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и пр.
Гуманные отношения рассматриваются в широком социокультурном контексте как совокупность гармоничных отношений к миру, другим людям и себе самому. Тогда гуманные отношения выступают как такие отношения, в которых предметный мир - окружающая среда, а также социальный мир -приобретают статус безусловных личных ценностей, которые переживаются им как сострадание и сорадование и стремление к защите, содействию, помощи.
В гуманных отношениях воплощено развитие и проявление важнейшей личностной субстанции - категории совести, т.е. внутреннего различения субъектом добра и зла, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка (своего и чужого), с точки зрения нравственной цензуры. Если проявляется отношение к человеку как к ценности, то другой человек приобретает личностный смысл - это и есть гуманные отношения, которые выступают как идеальная норма, обеспечивающая оптимальное жизненное равновесие и развитие.
Рассмотрение социально-психологических свойств как внутренних предпосылок гуманных отношений. Одним из таких свойств является способность встать в позицию другого, отнестись к другому, как будто этим другим является он сам, т.е. способность к идентификации. Эта способность является важнейшим условием понимания состояния другого человека -сопереживания и сорадования.
Также по теме:
Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение
немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а ...
Мотивация: иерархия потребностей
Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желаю ...
Роль музыки в пренатальном воспитании
Массив научной литературы, посвященный пренатальному обучению, стал формироваться в начале прошлого века. Врачи описывали реакции плода на звук автомобильного сигнала и музыку, проявляющиеся в виде учащенного сердцебиения и двигательной а ...

Разделы