Общая характеристика невротических реакций
Также встречается непрерывное течение неврозоподобных нарушений, когда неврозоподобные расстройства обнаруживаются независимо от соматического неблагополучия, хотя понятно, что в состоянии психофизиологической декомпенсации они усиливаются.
Таким образом, один и тот же симптом может являться как неврозом, так и неврозоподобным состоянием. Но невротические симптомы не всегда стоит отождествлять с неврозом, так как их может обнаруживать и здоровый человек.[5 , c. 127]
НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ - это психогенные расстройства, вызываемые конфликтами, ссорами между людьми, одиночеством, страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также разнообразными заболеваниями.
Невротические реакции хорошо известны в практике диагностики и коррекции пограничных расстройств. Исследователи, описывающие эти реакции, как правило, воздерживаются от того, чтобы определенно относить их либо к проявлениям нормальной реактивности нервно-психической сферы человека, либо к болезненным срывам ее функционирования. Невротические реакции отличаются от неврозов тем, что они более поверхностны, возникают как следствие определенных актуальных событий, не имеют тенденции повторяться в аналогичных ситуациях, могут исчезать без лечения. Развитие таких реакций обычно связано с воздействием острой психотравмирующей ситуации.
Общим признаком невротических реакций является их относительная кратковременность, исчисляемая обычно часами и сутками, реже – неделями. Таким образом, невротическая реакция - скорее всего периодическое невротическое расстройство, нечто кратковременное, длящееся минуты, часы, сутки, иногда недели. Затем симптоматика проходит как критическим, так и литическим путем. [19,
с.437]
Невротические реакции могут быть редкими, единичными, однако при неблагоприятных обстоятельствах, при воздействии на человека ослабляющих его адаптивные возможности факторов реакции могут учащаться, становиться систематическими, усложнятся и углубляться по содержанию. Естественно, что при этом появляется все больше оснований определять состояние нервно-психической сферы как преболезненное, преневротическое. [19 ,С.438]
Как содержательная, так и динамическая характеристика невротических реакций может быть весьма разнообразной. [19, с.473] В зависимости от характера стрессовых воздействий можно ожидать невротических реакций разного рода: появления либо острой тревоги, либо депрессии. Весьма велика вероятность их сочетания – возникновения тревожно - депрессивных реакций. Невротические тревожные и депрессивные реакции сопровождаются различными вегетативными проявлениями (тахикардией, гипергидрозом или чувством сухости во рту, изменением перистальтики, учащённым мочеиспусканием, чувством сдавления и сжатия в груди, удушьем и др.).
Признаки невротических реакций могут быть различны: повышенная возбудимость, психическая и физическая утомляемость, капризность или заторможенность, страхи, ухудшающиеся временно аппетит и сон, временное состояние подавленности и депрессии; заостренное переживание, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, потребность в длительном отдыхе, не дающем, однако, полного восстановления сил. Наиболее типичны жалобы на упадок сил, отсутствие бодрости, энергии, на пониженное настроение, разбитость, слабость, непереносимость обычных нагрузок. Появляются страшные сновидения, в которых иногда можно уловить психотравмирующую ситуацию. Люди говорят, что им скучно, легко расстраиваются, обижаются, плачут. Возникают или усиливаются разнообразные страхи. В это же время могут появляться разнообразные тики (подергивание головой и плечами, покашливания, шмыганье носом, облизывание губ и другие). Могут проявляться и более неприятные явления: недержание мочи и кала, заикание.
Таким образом, общей клинической картиной невротических реакций являются:
· Симптомы вегетативного спектра
· Симптомы депрессивного спектра
· Симптомы тревожного спектра
Также по теме:
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
В структуре психологических исследований интеллектуальная готовность изучена, пожалуй, лучше всех прочих компонентов.
Данный элемент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть пл ...
Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология ...
Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хо ...
Разделы