Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Статьи по психологии » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Страница 3

2.2.Результаты исследования и выводы

Рассмотрим последовательно полученные данные. О положении в системе межличностных отношений в группе свидетельствуют индивидуальные социометрические индексы статусов членов группы. Каждый член группы в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время, каждый член группы, являясь частью целого, своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Личность может влиять на других двояко – положительно и отрицательно. Поэтому статус может быть положительным и отрицательным. В нашем исследовании показатели статусов следующие:

Попов

+0,78

Лунева

+0,57

Пастухова, Стручалин

По +0,07

Иванова, Альмухамедов

По 0

Красноперова, Кондратьева

По –0,07

Шефатова, Мельникова, Данилов, Петров

По –0,15

Голтвина, Тепикин

По – 0,21

Кобцева

-0,28

Очевидно, что наибольшим статусом и влиянием в группе обладает Попов И., а также Лунева А., а наименьшим – Кобцева В. Это свидетельствует о том, что наиболее благополучными в общении являются Попов и Лунева, наименее Кобцева. Большое число отрицательных показателей статуса свидетельствует о том, что дети слабо включены в процесс совместной деятельности, до некоторой степени несерьезно относятся к происходящему в группе, часто мешают ее деятельности. Одновременно процесс интеграции группы происходит вокруг двух сильных лидеров – Попова и Луневой.

Анализ выборов, отраженных в социоматрице и социометрической «мишени» позитивных выборов, позволяет сделать вывод, что достаточно независимо функционирует группа мальчиков и группа девочек. Основу «мужской» подгруппы составляет Попов, Альмухамедов, Стручалин. А основу «женской» – Лунева, Красноперова и Иванова. Это отчасти подтверждается взаимными негативными выборами, когда девочки выбирают мальчиков и наоборот.

На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге – дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), в следующем круге – дети с нулевым статусом, во внешнем круге – дети с отрицательным статусом.

Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловного лидера, к которому «стекаются» все позитивные выборы. Это Попов И.

Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,28) свидетельствует о:

- недостаточной зрелости группы;

- о том, что взаимоотношения членов школьного объединения слабо опосредованы совместной деятельностью;

- предположительно, дети могут иметь трудно совместимые жизненные ценности;

- переживания отдельных членов группы редко даны другим как мотивы деятельности;

- организатору деятельности группы есть к чему стремиться.

Подводя черту под всем вышеизложенным, сделаем следующие выводы:

- Межличностные отношения в группе проявляются, прежде всего, в атмосфере группы, ее психологическом климате;

- Межличностные отношения разворачиваются как процессы коммуницирования, межличностного восприятия и взаимодействия;

- Школьное объединение – это своеобразное наложение формальной структуры организации на неформальную структуру взаимоотношений детей;

- Уникальную роль играет в школьном объединении ее организатор;

- Возможности развития коллектива, повышение уровня его развития, зрелости возможны через действия педагога, организатора, педагогическими действиями совмещающего формальную и неформальную структуру группы;

- Исследование взаимоотношений детей в школьном объединении «Смена» показало, что группа, образованная подростками развита по типу ассоциации, что свидетельствует о невысоком уровне развития в ней совместной деятельности;

- В объединении достаточно четко выделяется группа девочек и группа мальчиков, каждая со своим лидером;

- Ценность каждого участника объединения не до конца раскрыта. Об этом свидетельствуют отрицательные социометрические статусы;

- Позитивные взаимоотношения детей можно развивать, используя методику формирования позитивного психологического климата в коллективе.

Страницы: 1 2 3 

Также по теме:

Шесть этапов развития ребёнка в зеркале символдрамы.
ЭТАП ПЕРВЫЙ: Фаза шизоидности Психика ребенка развивается ритмически. Стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению (рис.1). С ростом физических свобод, обусловленных развитием ребенка, увеличиваются возможности на ...

Курт Левин
К.Левин является автором и основателем психологической теории поля. Теория психологического поля – метод анализа жизненного пространства отдельного человека или группы людей, описывающий закономерности поведения и взаимодействия индивидов ...

Анализ результатов Теста Люшера
А А А + + х х = = - - Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7 ! А А А + + х х = - - - Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом ! = 4. С !!! В качестве испытуемой – девушка К., 22 года. Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в перв ...