Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Статьи по психологии » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Страница 1

Для выявления положения ребенка в системе межличностных отношений, используется социометрический метод Дж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий в группе. Социометрическая методика применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их дальнейшего изменения. Очевидно, что от педагога могут быть скрыты какие-либо стороны взаимоотношений детей, в силу официальности школьной обстановки или личностных особенностей самого педагога. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Тогда на помощь приходит социометрическая техника.

Социометрическая процедура заключается в следующем. [Практическая психодиагностика/сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998, с.476-485]. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы и критерии социометрии выбраны, они заносятся в специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий, или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия. Каждый член группы отвечает на поставленные вопросы, предполагающие положительный или отрицательный выбор среди членов группы. Выбирать членов других групп нельзя. В результате социметрической процедуры и несложных статистических расчетов, можно выявить в группе «лидеров», «предпочитаемых», «отвергаемых» и т.д. То есть реальный статус детей и предположить, какое отношение со стороны других членов группы вызывает ребенок с подобным статусом. Можно произвести расчет индексов групповой сплоченности, эмоциональной экспансивности группы. «Социометрический коэффициент групповой сплоченности — это, как правило, частное от деления числа взаимных положительных выборов на теоретически возможное их количество. При использовании шкал испытуемые оценивают взаимную симпатию по континууму с полюсами от «очень нравится» до «очень не нравится». Итоговые индексы вычисляют как среднее арифметическое взаимооценок членов группы». [А.И. Донцов Психология коллектива: Методологические проблемы исследо­вания. М., 1984, С. 39].

Данные, полученные в исследовании можно представлять разнообразными способами. Чаще всего используются социометрические матрицы, в которых отражаются все, сделанные членами группы положительные и отрицательные выборы, а также подсчитываются индивидуальные отданные и полученные выборы.

Возможно представление результатов в графической форме, например, в «мишени», отражающей в каждом секторе статусные позиции каждого члена группы. При этом в центре будут располагаться лидеры, в отдаленных секторах – дети с более низким статусом, в крайнем секторе – отвергаемые дети, за пределами «мишени» – изолированные. Выводы при использовании социометрической техники делаются на основании анализа индексов и графических представлений.

В нашем исследовании принимали участие дети школьного объединения «Смена» МОУ СОШ № 113. Все обучающиеся учатся в 10-11 классах школы. В школьном объединении дети имеют возможность заниматься, прежде всего, организаторской деятельностью. В функции объединения входит организация общешкольных мероприятий (праздников, конкурсов, акций и т.д.). Количество детей, работающих в объединении – 15, из них 9 девочек и 6 мальчиков.

Мы использовали параметрический метод, который ограничивает количество выборов, делаемых каждым ребенком. Для нашей группы, состоящей из 15 человек, каждому члену группы предложено сделать по 3 позитивных и 3 негативных выбора. Нами избран критерий совместной продуктивной деятельности. Социометрическая карточка выглядит следующим образом:

В нашем школьном объединении «смена» все ребята достойные. Однако в коллективе есть те, кто тебе более или менее симпатичен. Отметь, пожалуйста, три фамилии членов объединения «Смена» при ответе на первый вопрос, и три фамилии членов объединения «Смена» при ответе на второй вопрос. Конфиденциальность гарантируется. Заранее спасибо.

1. С кем бы из объединения «Смена» ты хотел бы организовывать школьный праздник? (назови 3 фамилии)

 
 
 

2. С кем бы из объединения «Смена» ты НЕ хотел бы организовывать школьный праздник? (назови 3 фамилии)

_

_

_

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Методы коррекции привычек
Руководить привычками, формировать только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки - значит сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случае нервная систе ...

Реагирование на фрустрацию
Феномен агрессивности толкуется весьма неоднозначно и находится в центре внимания, когда речь идет о противоправном, криминальном поведении; также агрессию описывают как импульсивные поведенческие акты незрелой личности (проблемы подростк ...

Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение, функцион ...