Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Статьи по психологии » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Страница 2

По данным исследования рассчитывались 2 социометрических индекса: индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Они рассчитываются по формулам:

Индекс социометрического статуса, отражающий меру влияния на жизнь группы, рассчитан по формуле:

, где - социометрический статус i-того члена, - полученные i-тым членом выборы, - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-того члена, N- число членов группы. Расчет этого индекса для каждого члена группы приводится в Таблице 1.

Индекс групповой сплоченности рассчитывается по формуле, отражающий разделенность совместной деятельности и эмоциональные привязанности членов группы, рассчитывается по формуле:

, где - взаимность в группе по результатам положительных выборов, - положительная взаимная связь в группе, N – число членов группы, К – максимальное число положительных выборов, которое может сделать каждый член группы. Появление в знаменателе (N – 1) означает, что возможное число положительных выборов, могущих стать взаимными рассчитывается для «парного», четного числа членов. Очевидно, что нечетное число членов группы при нечетном допуске количества выборов заставляет уменьшать при расчетах общее число членов на 1. 3 из возможных 45 положительных выборов никогда не станут в данном случае взаимными. В числителе располагается число наличных взаимных положительных выборов в количестве 6. (Таблица 2.1 Социометрическая матрица). Таким образом, индекс групповой сплоченности будет равен:

Таблица 2. 1. Социометрическая матрица

Кого выбирают?

Кто

выбирает?

Шефатова

Лунева

Красноперова

Кондратьева

Пастухова

Мельникова

Иванова

Кобцева

Голтвина

Данилов

Попов

Альмухамедов

Петров

Стручалин

Тепикин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Шефатова

+

+

-

+

-

-

Лунева

+

-

+

-

+

-

Красноперова

-

+

+

-

+

-

Кондратьева

+

+

+

-

-

-

Пастухова

+

+

+

-

-

-

Мельникова

+

+

-

+

-

-

Иванова

+

-

-

+

+

-

Кобцева

+

+

+

-

-

-

Голтвина

+

-

+

-

+

-

Данилов

+

-

-

-

+

+

Попов

-

-

-

+

+

+

Альмухамедов

+

-

-

-

+

+

Петров

-

-

-

+

+

+

Стручалин

-

-

-

+

+

+

Тепикин

-

-

-

+

+

+

Полученные положительные выборы

1

8

2

1

3

1

3

2

1

3

11

3

2

3

1

Полученные отрицательные выборы

-3

0

-3

-2

-2

-3

-3

-6

-4

-5

0

-3

-4

-2

-4

Сумма полученных положительных и отрицательных выборов

-2

8

-1

-1

1

-2

0

-4

-3

-2

11

0

-2

1

-3

Индексы социометрического статуса

-0,15

+0,57

-0,07

-0,07

+0,07

-0,15

0

- 0, 28

-0,21

-0,15

+0,78

0

-0,15

+0,07

-0,21

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации". В этой работе он развил теорию о том, почему одно ...

Социальная ситуация развития детей, воспитывающихся вне семьи
«Беспредельная потребность в любви» — это, по мнению Л. Толстого, отличительная черта детей, и нетрудно представить, к каким страданиям и переживаниям может привести ребенка отсутствие этой любви либо односторонняя и патологическая любовь ...

Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно–логопедической направленности, но и психолого педагогич ...