Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Статьи по психологии » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Страница 2

По данным исследования рассчитывались 2 социометрических индекса: индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Они рассчитываются по формулам:

Индекс социометрического статуса, отражающий меру влияния на жизнь группы, рассчитан по формуле:

, где - социометрический статус i-того члена, - полученные i-тым членом выборы, - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-того члена, N- число членов группы. Расчет этого индекса для каждого члена группы приводится в Таблице 1.

Индекс групповой сплоченности рассчитывается по формуле, отражающий разделенность совместной деятельности и эмоциональные привязанности членов группы, рассчитывается по формуле:

, где - взаимность в группе по результатам положительных выборов, - положительная взаимная связь в группе, N – число членов группы, К – максимальное число положительных выборов, которое может сделать каждый член группы. Появление в знаменателе (N – 1) означает, что возможное число положительных выборов, могущих стать взаимными рассчитывается для «парного», четного числа членов. Очевидно, что нечетное число членов группы при нечетном допуске количества выборов заставляет уменьшать при расчетах общее число членов на 1. 3 из возможных 45 положительных выборов никогда не станут в данном случае взаимными. В числителе располагается число наличных взаимных положительных выборов в количестве 6. (Таблица 2.1 Социометрическая матрица). Таким образом, индекс групповой сплоченности будет равен:

Таблица 2. 1. Социометрическая матрица

Кого выбирают?

Кто

выбирает?

Шефатова

Лунева

Красноперова

Кондратьева

Пастухова

Мельникова

Иванова

Кобцева

Голтвина

Данилов

Попов

Альмухамедов

Петров

Стручалин

Тепикин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Шефатова

+

+

-

+

-

-

Лунева

+

-

+

-

+

-

Красноперова

-

+

+

-

+

-

Кондратьева

+

+

+

-

-

-

Пастухова

+

+

+

-

-

-

Мельникова

+

+

-

+

-

-

Иванова

+

-

-

+

+

-

Кобцева

+

+

+

-

-

-

Голтвина

+

-

+

-

+

-

Данилов

+

-

-

-

+

+

Попов

-

-

-

+

+

+

Альмухамедов

+

-

-

-

+

+

Петров

-

-

-

+

+

+

Стручалин

-

-

-

+

+

+

Тепикин

-

-

-

+

+

+

Полученные положительные выборы

1

8

2

1

3

1

3

2

1

3

11

3

2

3

1

Полученные отрицательные выборы

-3

0

-3

-2

-2

-3

-3

-6

-4

-5

0

-3

-4

-2

-4

Сумма полученных положительных и отрицательных выборов

-2

8

-1

-1

1

-2

0

-4

-3

-2

11

0

-2

1

-3

Индексы социометрического статуса

-0,15

+0,57

-0,07

-0,07

+0,07

-0,15

0

- 0, 28

-0,21

-0,15

+0,78

0

-0,15

+0,07

-0,21

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Сущность, цели и задачи «профконсультарования»
В соответствии с Конвенцией о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (от 04.06.1975г.) любой молодой человек имеет право на получение профориентационных услуг. Профессиональная ориен ...

Анализ результатов расширенной автобиографии
Обследуемая (далее К.) родилась, выросла в г. Краснодаре. В процессе беседы выяснилось, что родители уделяли мало времени ее воспитанию, поскольку много времени у них занимала работа и забота о младшей сестре (разница в возрасте – 5 лет) ...

Изучение особенностей хронического соматического заболевания
Мы рассматриваем ситуацию ХСЗ как потенциально критическую, т.е. как ситуацию невозможности (Ф.Е.Василюк) реализации жизненных задач – удовлетворения потребностей, достижения целей, реализации отношений и пр., в которой с высокой степенью ...