Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс

Статьи по психологии » Изучение и моделирование ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение и стресс

Страница 5

Играют ли какую-либо роль в состоянии предстартового ожидания такие психологические качества человека, как скорость приема и переработки информации? Работая в течение нескольких лет с моделью ситуации, вызывающей ЭН, в которой одним из значимых эмоциогенных факторов является дефицит времени при решении задач, мы пришли к выводу, что лица с повышенной скоростью приема и переработки информации переносят ЭН легче и с меньшими физиологическими затратами. Для этих лиц работа в условиях повышенной нагрузки психофизиологических структур является менее эмоциогенной, они легче создают психологическую модель будущей деятельности и реализуют систему физиологических действий, направленных на достижение цели в ожидаемых условиях. Воспринимая информацию о конкретно-структурных особенностях предстоящей деятельности, они быстрее формируют ее психологическую модель. К сожалению, как психология, так и физиология не располагают в настоящее время достаточным количеством тестов для выявления лиц с высокими потенциальными возможностями психологического контура регулирования своей умственной деятельности. Интересная работа в этом направлении ведется под руководством О. А. Конопкина. Мы не всегда можем количественно измерить пределы и степень эффективности психологического уровня регулирования. Измерение скорости и качества выполняемой умственной деятельности, возникновение процесса утомления являются очень многогранным функциональным показателем, имеющим свою внутреннюю структуру, отдельные «блоки» которой выполняют различные функции. При временной неопределенности поступления сигнала организм психологически постоянно ощущает максимальную готовность к реагированию. Такой тип реагирования является энергетически невыгодным и наблюдается у лиц со «стартовой» готовностью. Эффективность умственной деятельности у этих лиц, как правило, снижена. Для регламентации периода времени ожидания у обследованных нами людей мы четко ограничили время перед началом умственной деятельности в условиях дефицита времени введением инструкции (записанной на магнитную ленту) с описанием характера работы. Инструкция давала возможность испытуемому создать субъективную психологическую модель умственного напряжения, провести ее коррекцию. В связи с Все гормональные изменения мы могли оценить только до начала моделирования эмоционального напряжения и после его завершения. В отличие от гемодинамических показателей, которые позволяли выделить начальный период, рабочий период и последействие, гормональные изменения не давали этой возможности.

Большое значение в динамике физиологических реакций организма на эмоциональное напряжение мы придавали типу личности данного человека, его мотивационному компоненту, степени его вовлеченности в работу. Используя ряд психологических тестов (MMPI, тест Айзенка, Розенцвейга, Тейлора), мы смогли оценить психологический профиль личности больного, его отклонение от нормы под влиянием болезни. При моделировании эмоционально напряженной деятельности человека мы использовали три модели, каждая из которых обладала своими преимуществами.

I

. Модель — «стандартизированной умственной деятельности в дефиците времени».

В этой модели испытуемый выполнял простейшие математические задачи в течение 23 мин. Эта простейшая модель давала информацию о состоянии напряжения различных систем организма, но она не давала возможности количественно оценить работоспособность человека и сопоставить ее в динамике под влиянием проводимого лечения.

Этим требованиям отвечает таблица Крепелина и корректурная проба. Их сочетание мы обозначили как II

модель

. Продолжительность ее можно изменять, увеличивая или уменьшая длительность рабочего периода. Эта методика дает возможность количественно оценить индивидуальный темп работы. Известно, что темп и ритм мыслительной деятельности человека зависят не только от интеллектуального развития человека, но и от генетических детерминированных особенностей мозговых процессов. Каждый человек обладает определенными возможностями устойчивости и скорости переключения умственной деятельности. Письменное выполнение задания в условиях дефицита времени и различных раздражителей является достаточно сильным эмоциогенным фактором. В условиях эмоционального напряжения преобладающим и первичным компонентом является психическая функция, которая включает разнообразные физиологические механизмы. В доказательство этого положения мы сопоставили физиологические корреляты эмоций при воздействии таблиц Крепелина и корректурной пробы. Обнаружено, что такие внешне схожие виды умственной деятельности дают различные реакции АД, частоты пульса, РЭГ, ЭКГ. Счет по Крепелину дает более значимое повышение систолического давления, чем корректурная проба.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Также по теме:

Объективный и субъективный характер цели воспитания
Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разра­ботке реальной цели восп ...

Подход к интеллекту
Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк [10]. Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Первый из них представляет собой генет ...

Характеристика методов исследования
Опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины) представляют собой модификации методов, разработанных В.С. Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Также мы применяем ...