Понятие "жизненные перспективы личности"
Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человек должен принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни. Для этого ему необходимо на основе адекватной самооценки, анализа потенциальных возможностей проектировать жизненную стратегию. Результатом такого планирования должно стать четкое осознание и постановка близких и дальних целей. Их обозначение позволяет личности выстраивать перспективу жизненного пути. Проблема жизненного пути, а, следовательно, и жизненной перспективы личности может стоять только так: от стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он будет определять сам. Но суть этого определения в выборе условий, направления жизни, в выборе того образования, той профессии, которые максимально отвечали бы особенностям его личности, его желаниям, его ценностям, его способностям, в построении соответствующей перспективы жизни (20, с.45).
Одними психологами жизненные перспективы изучались с точки зрения сложности-простоты, отдаленности-близости, другими - исходя из соотношения прошлого, настоящего и будущего, третьими - из их ценностного содержания. Интегральной является классификация, в которой жизненные перспективы делятся на психологические, личностные и собственно жизненные.
Существует подход Т.Н. Березиной к изучению жизненных перспектив, который базируется, прежде всего, на типологическом принципе. В нем предполагается, что не все типы личностей располагают развитой интеллектуальной способностью предвидения, прогнозирования будущего. Ею была выявлена и доказана эмпирически гипотеза о существовании трех типов жизненных перспектив (или трех типов личностей с выраженными особенностями их жизненных перспектив) (1, с.199).
1. Когнитивная перспектива, когда личность способна сознательно и достаточно детально строить жизненные планы, структурировать будущее, видеть свои перспективы и себя в будущем.
2. Личностно-мотивационная - когда отсутствует когнитивный план или даже сколько-нибудь четкие представления о будущем, однако мотивация достижения создает могучую направленность личности в будущее и определенную гарантию его реализации. Она представляет собой целостную готовность к трудностям, даже к неопределенности, что расходится с собственно когнитивным планом.
3. Жизненная перспектива создается предшествующей жизнью, когда уже достигнутая личностная жизненная позиция дает личности потенциал, приоритеты, которые гарантируют успешное будущее. Последняя перспектива может быть объяснена в категориях "уровня", достигнутого к настоящему моменту, который тем самым обеспечивает успешность в будущем. Жизненная перспектива, по-видимому, это реальный жизненный потенциал личности, заложенный ее прошлым опытом, уровнем ее развития, ее наличными способностями, что и составляет реальную движущую силу, гарантируя успешность ее будущего. Жизненная позиция может быть тупиковой, закрыть личности возможность ее движения в будущее (даже при наличии когнитивной перспективы и мотивационной готовности). В иных случаях она открывает новый уровень возможностей, которые личности остается только реализовывать, воплотить в формах жизни. Под жизненной позицией и ее уровнем подразумевается полученное человеком образование, уровень профессионализма, социальное положение и ряд других приоритетных социальных позиций, а также его личностные достижения, прежде всего личностную зрелость, богатство освоенных жизненных отношений (1, с.235).
Детерминация этих типов позволила разрешить вышеуказанное противоречие: мотивация достижения (и мотивация как таковая) не является единственной детерминантой активности личности, побудителем ее движения в будущее, временная проекция личности может строиться преимущественно не только на мотивации, но и на других механизмах. Позднее другими эмпирическими методами Т. Н. Березиной была еще раз подтверждена правомерность этих трех типов жизненных перспектив.
Также по теме:
Чувство неполноценности и компенсация
В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации". В этой работе он развил теорию о том, почему одно ...
Психологические особенности старшеклассников
Юность – период завершения физического созревания. К концу этой стадии основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены. Юноши догоняют и опережают в своем физическом развитии девушек [67].
Старшеклассникам (юн ...
Ход эмпирического исследования и основные результаты
Исследование агрессии младших подростков мы проводили с использованием опросника Басса-Дарки
- одной из наиболее популярных методик для исследования агрессии. Этот опросник был разработан в 60-х годах и основной задачей, стоящей перед ав ...
Разделы