Понятие "жизненные перспективы личности"

Страница 4

П. Герстман отстаивает теоретический взгляд на жизненный план как систему целей, к которым личность стремится в своей деятельности, и общие способы их реализации. Он выделяет две разные категории целей: идеальные жизненные цели (ценности) и конкретные цели. Им выделено четыре типа формулирования жизненных планов: с использованием исключительно идеальных жизненных целей, исключительно конкретных, а также с преобладанием тех или других (10, с.78). С позиций А.Г. Шмелева жизненное планирование предполагает выдвижение целей, выработку возможных путей их достижения и осмысление мотивов по реализации поставленных целей (4, с.98).

Представленные взгляды авторов на планирование жизненной перспективы объединяет постановка акцента на следующих компонентах планирования личного жизненного пути. Во-первых, перспектива понимается как постановка целей, "как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций". Во-вторых, определение способов достижения целей, путей, которыми "человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся". В-третьих, осознание ценности и смысла реализации жизненных планов.

Под планированием жизненной перспективы мы подразумевали составление плана, позволяющего наметить будущие цели и пути их достижения. Ранее была рассмотрена структура целевого плана, предложенная А.Г. Шмелевым. Автор выделяет три составляющих: средства, цели, мотивы. Они, в свою очередь представляют собой ближний, средний и дальний слои хронологически разнесенных объектов во временной перспективе. "Средство" описывается как "промежуточная цель, без которой невозможно добиться поставленной цели". "Цель" - "то, чего необходимо добиться в данный момент". "Мотив" - "та стратегическая цель, ради которой реализуются поставленные цели". В связи с этим структура целевого планирования жизненной перспективы складывается из следующих составляющих: планирование ближней жизненной перспективы, планирование средней жизненной перспективы, планирование дальней жизненной перспективы. При этом планирование ближней жизненной перспективы включает планирование средств (способов, путей) достижения целей (с помощью чего можно достичь данную цель?). В планирование средней жизненной перспективы входит постановка жизненных целей (что нужно сделать, чего достичь?). Планирование дальней жизненной перспективы включает анализ потребностей и мотивов (ради чего достигается поставленная цель?) (4, с.154).

Жизненная перспектива открывается тому, кто сам в настоящем создал систему определенных жизненных отношений, систему опор, которые обладают всевозрастающей ценностью. Совокупность этих отношений и есть жизненная позиция, которая целостным образом и определяет будущее личности. Достижение жизненных рубежей способствует и достижению жизненных целей, в известном смысле гарантирует будущее.

В формировании жизненной перспективы большое значение играет активность личности во всех проявлениях жизни. Активность выступает как потребность в деятельности и определяет цели, направление, мотивы, а также является источником пробуждения в человеке его "дремлющих потенциалов". Важную роль играет активность в моделировании себя и своей жизни. Необходимыми компонентами активности можно назвать инициативу, ответственность и самостоятельность. Инициатива представляет собой свободную активность субъекта, которая реализуется в интеллектуальной или практической сферах. Человек, не имеющий инициативы, не может быть активным. Инициативный человек предполагает постоянную активность мысли, выражающуюся в различных целях, планах. Активность и инициатива взаимосвязаны между собой. Инициатива — это творческое начало в личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Теоретический анализ проблемы в отечественной и зарубежной психологии
Традиционно главным фактором развития ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи для развития обусловлена тем, что в ней ребенок находится в те ...

Гендерное исследование особенностей эмоциональной сферы личности больных артериальной гипертонией
Проведенные ранее исследования указывают, что существенную роль в развитии артериальной гипертонии (АГ) играют особенности эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, алекситимия и другие). Однако на данный момент мало изучены их вза ...

Особенности памяти при нормальном и нарушенном развитии в детском возрасте
Знаниям о психологических особенностях детей всегда придавалось огромное значение. Особого внимания требуют к себе дошкольный возраст, когда детский организм подвержен влиянию многих факторов, и любое промедление в своевременной диагности ...