Заключение

Страница 2

Часто свойственные подросткам тенденции к автономии, независимости от требований со стороны окружающих, стремление быть свободным от групповых стандартов и ценностей принимают агрессивные формы. Активность в установлении контактов, общительность в этих возрастных группах нередко приводят к грубости, несдержанности и другим проявлениям агрессии. Следовательно, в этом возрасте представляется, что возможность завоевать авторитет в социуме, стремление занять более высокий статус в системе межличностных отношений реализуются посредством агрессивных проявлений.

Обобщая данные, отражающие проявления агрессивности в период 10– 13 лет, можно отметить следующее:

1) показатели агрессивности в указанных возрастах характеризуются стабильностью;

2) внешненаправленная агрессия рассматривается в этот период как способ защиты «Я»;

3) агрессивные проявления не мешают удовлетворительной социальной адаптации, подростки с агрессивными проявлениями могут занимать как статусную позицию лидера, так и быть отверженными.

4) Проявления как частных форм агрессии, так и обобщенных показателей открытых и скрытых форм агрессии на протяжении младшего подросткового возраста меняются, но уровни их выраженности в 10-13 лет практически совпадают.

5) Защита собственного Я в подростковом возрасте осуществляется посредством открытого проявления агрессивности.

6) Успешность социальной адаптации не связана ни с одной из форм проявления агрессии.

7) В подростковом возрасте повышение агрессивности обусловлено стремлением к активному контактированию с окружающими, отрицанием групповых норм, правил и ценностей.

8) Агрессия выступает наиболее эффективным способом контроля за событиями и ситуациями в подростковом возрасте.

9) Тревожность как относительно устойчивая личностная характеристика в подростковом возрасте связана с агрессивностью.

10) Проявления как частных, так и обобщенных показателей открытых и скрытых форм агрессивности на протяжении подросткового возраста изменяются как в сторону повышения, так и в сторону понижения; но несмотря на отдельные всплески в рассмотренный критический период, агрессивность в возрасте 10 лет мало отличается от агрессивности в 12 – 13 лет

Агрессивность в возрасте 10 – 13 лет рассматривается как способ достижения собственной независимости и желательных взаимоотношений с окружающими, проявления активности в межличностном взаимодействии

Агрессивные реакции выступают в качестве средства достижения какой-нибудь значимой цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.

Открытые проявления агрессивности в подростковом возрасте рассматриваются как эффективный способ защиты собственного Я, а социальная адаптация не взаимосвязана ни с открытыми, ни со скрытыми формами агрессии.

Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения в среде сверстников и взрослых. Для подростков важно мнение лидеров (на них равняются), т.е. лидеры являются референтной группой, необходимо отметить, что лидеры как бы идентифицируются с наиболее полным набором групповых ценностей, поэтому и обладают большим влиянием.

Агрессивность является составляющим свойством личности и имеет тенденцию к изменению в зависимости от возраста, статуса в среде сверстников и взрослых. В соответствии с этим утверждением, нами проведено экспериментальное изучение уровня и видов агрессивности подростков 11- 13 лет и изучение существенного влияния уровня агрессивности учеников на установление статусной позиции и на характер поведения детей.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Гуманизация личностного развития как путь к самореализации
Социокультурные изменения, происходящие в современной России, позволили попасть в фокус научного познания явлениям личностно-индивидуального порядка. В ряду таких явлений – феномен духовности, гуманистичности личности, который привлекает ...

Основные положения когнитивной психотерапии
Когнитивной или рационально-эмотивной психотерапией принято называть совокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежит представление о примате сознательной, рациональной стороны психики в разрешении психологических проблем ...

Цели, гипотезы и задачи исследования основных познавательных процессов
Основная цель моего первого эксперимента выявить преобладающий тип памяти у испытуемых. Как известно каждый человек обладает слуховой, зрительной, двигательной памятью. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение ...