Ход эмпирического исследования и основные результаты

Статьи по психологии » Изучение агрессивности младших подростков » Ход эмпирического исследования и основные результаты

Страница 9

С помощью ответов на вопрос "Кто мог бы стать капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях?" (основным критерием которого является доверие этому человеку), нами были выделены 3 лидера, набравших 5 и более выборов (см. Приложение № 14) С помощью ответов на вопрос "Кого бы Вы пригласили на День рождения?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложения № 9), в 5 классе нами были выделены 5 лидеров и 5 отверженных (см. Приложения № 6). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложение № 3), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 2 лидера (см. Приложение № 15). С помощью ответов на вопрос "С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой во время контрольной работы?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 2 лидера (см. Приложения № 10), в 5 классе нами были выделены 4 лидера и 5 отверженных (см. Приложения № 7). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 4 лидера (см. Приложение № 4), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 5 лидеров (см. Приложение № 16).

С помощью ответов на вопрос "Кто мог бы стать капитаном команды твоего класса для того, чтобы участвовать в соревнованиях?" в 6 "Б" классе 862 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложения № 11), в 5 классе нами были выделены 5 лидеров и 4 отверженных (см. Приложения № 8). В 6 «А» классе 343 шк. нами были выделены 4 лидера (см. Приложение № 5), а в 6 «Б» классе 343 шк. нами были выделены 3 лидера (см. Приложение № 17).

Таким образом, необходимо отметить, что в 11-13 лет лидеры обладают такими качествами как коммуникабельность, чувство юмора, они хорошо учатся и им доверяют. Отверженные наоборот - не коммуникабельны, плохо учатся, им не доверяют. Лидеры и отверженные обладают определённым набором личностных качеств (совокупностью определённых психологических черт).

Таким образом, прослеживается закономерность: оказалось, что по всем этим критериям выделяют одних и тех же отверженных. Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. То есть лидером необходимо рассматривать того, в ком наиболее в полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. это такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает большим влиянием. Отверженных как правило оценивают отрицательно либо не замечают. Основной характеристикой отверженных является слабая успеваемость и не умение постоять за себя, к 13 годам к этому прибавляется еще конфликтность и неуверенность.

В связи с результатами "Социометрии", необходимо отметить, что набор таких групповых ценностей учащихся 11-13 лет включает в себя: отличную учёбу соответственно острый и гибкий ум, коммуникабельность и доверительность в отношениях, а также самоуверенность, умение подчинить себе людей. Для получения более полной картины "лидер - отверженный" необходимы данные "Социометрии" и сопоставление с данными опросника Басса-Дарки. (см. Таблицы 6,7 Приложения) При сравнении «Социометрии» и опросника «Басса – Дарки» мы, выделив лидеров и отверженных, рассчитали средние значения физической, косвенной и вербальной агрессии для каждого класса в отдельности.

Таким образом, необходимо отметить, что у лидеров независимо от возраста, уровень косвенной агрессии – средний, а данные по вербальной и физической агрессии коррелируют между собой. У отверженных низкий уровень вербальной агрессии в 11 лет, к 13 годам уровни косвенной и физической агрессии приближаются к высоким показателям. Как у лидеров, так и у отверженных данные по физической агрессии не отличаются, т.е. по нашим данным не прослеживается закономерности агрессивность – лидер, агрессивность – отверженный, а прослеживается только закономерность повышения агрессии к 13 годам, т.е. является ли агрессия как личностное свойство необходимым для лидера, мы утверждать не можем (т.к. уровень агрессии возрастает как у лидеров, так и у отверженных).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Также по теме:

Податливость внушению и легковерие толпы
Мы уже говорили, описывая толпу, что одним из ее общих свойств является необыкновенная податливость внушению. Мы указывали, что во всякой человеческой агломерации внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое ориентировани ...

Виды внимания
По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание , наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, т.к оно ...

Психологические особенности межличностной сферы руководителя
Межличностные отношения являются одной из сторон межличностного общения, отражая его содержательную наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описа ...