Готовность к школьному обучению шестилетних детей
Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась в различных аспектах. При этом в литературе выделяют самые разные виды готовности (личностная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, физическая, готовность в социальном плане и др.).
На протяжении нескольких лет актуальным остается вопрос: "С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в первый класс?" Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать несколько факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Появление нарушений в психо-социальной сфере ребенка в большинстве случаев обусловлено состоянием его здоровья, соблюдением режима дня и активного отдыха (Безруких М.М., Ефимова С.П.,1998). Именно от того насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть с какого возраста необходимо начинать обучение в школе.
Готовности к школьному обучению способствуют ряд факторов: индивидуально-физиологические особенности ребенка, положительное отношение к учению, адекватная самооценка, правильно организованный учебно-воспитательный процесс, наличие психопрофилактических мероприятий в школе и т.д. недостаточная разработанность проблемы готовности к школе в теоретическом и практическом плане делает актуальным ее исследование.
Тема исследования в соответствии с вышесказанным, сформулирована следующим образом: " Личностная готовность к обучению в школе шестилетних детей ", что позволяет сосредоточиться на диагностике так называемых "нормальных" (а по сути, неизбежных, нормативных) трудностей шестилетних детей, обучающихся в школе.
Цель исследования – диагностика наиболее типичных проблем, связанных с возникающими "нормальными" трудностями шестилетних детей, обучающихся в школе.
Объектом исследования являются индивидуально-психологические особенности ребенка.
Предметом – взаимосвязь и динамика таких компонентов готовности дошкольников к школьному обучению, как мотивационный и семиотический.
Исследовательские задачи:
1.теоретический анализ литературы по данной проблеме;
2.изучение нормальных трудностей готовности 6-леток к школе.
Методологическая основа исследования: личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию учащихся, теория способностей Л.А.Венгера, идея А.В.Запорожца о самоценности возрастных периодов детств, теория деятельности А.Н.Леонтьева.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, экспериментальный метод, методы опроса.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в выявлении факторов, направленных на профилактику проблем, влияющих на успешность обучения в школе, создание системы адресной поддержки личности первоклассника, испытывающего психотравмирующее воздействие системы обучения школьного типа. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Практическая значимость исследования состоит в установлении степени личностной готовности к обучению в школе шестилетних детей, подготовке рекомендаций родителям, решающим отдать своего ребенка в школу с шести лет, воспитателям, учителям и психологам. Так как отношение к раннему началу обучения школьного типа до сих пор остается неоднозначным не только среди родителей, но и среди педагогов, работающих в современной школе.
Гипотеза исследования: установление в процессе диагностики готовности к школьному обучению у 6-леток наличия специфических, но в то же время, нормативных трудностей, прежде всего, несформированности позитивной мотивации, должно сопровождаться серией согласованных психолого-педагогических действий, способствующих их преодолению на заключительной стадии дошкольного образования.
- Проблема готовности к школьному обучению
- Личностная готовность
- Интеллектуальная готовность ребенка к школе
- Социально-психологическая готовность
- Вопрос готовности к школе шестилетних детей
- Вопрос преемственности дошкольного образования и начального периода обучения школьного типа
- Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка
- Заключение
Также по теме:
Организация и содержание экспериментального
исследования
Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, мы поставили целью эксперимента – исследование грамматического строя речи дошкольников в возрасте 5-6 лет. Для этого были подобраны две группы детей: к ...
Структура и методы эмпирического исследования
Целью нашей работы является анализ выраженности агрессивного компонента в конфликтном поведении и его взаимосвязь с деструктивными тенденциями личности. Предметом нашего исследования являются содержательные особенности конфликтного поведе ...
Особенности мотивации учебной деятельности студентов
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, наприме ...
Разделы