Готовность к школьному обучению шестилетних детей

Статьи по психологии » Готовность к школьному обучению шестилетних детей

Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась в различных аспектах. При этом в литературе выделяют самые разные виды готовности (личностная, интеллектуальная, волевая, эмоциональная, физическая, готовность в социальном плане и др.).

На протяжении нескольких лет актуальным остается вопрос: "С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в первый класс?" Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать несколько факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Появление нарушений в психо-социальной сфере ребенка в большинстве случаев обусловлено состоянием его здоровья, соблюдением режима дня и активного отдыха (Безруких М.М., Ефимова С.П.,1998). Именно от того насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть с какого возраста необходимо начинать обучение в школе.

Готовности к школьному обучению способствуют ряд факторов: индивидуально-физиологические особенности ребенка, положительное отношение к учению, адекватная самооценка, правильно организованный учебно-воспитательный процесс, наличие психопрофилактических мероприятий в школе и т.д. недостаточная разработанность проблемы готовности к школе в теоретическом и практическом плане делает актуальным ее исследование.

Тема исследования в соответствии с вышесказанным, сформулирована следующим образом: " Личностная готовность к обучению в школе шестилетних детей ", что позволяет сосредоточиться на диагностике так называемых "нормальных" (а по сути, неизбежных, нормативных) трудностей шестилетних детей, обучающихся в школе.

Цель исследования – диагностика наиболее типичных проблем, связанных с возникающими "нормальными" трудностями шестилетних детей, обучающихся в школе.

Объектом исследования являются индивидуально-психологические особенности ребенка.

Предметом – взаимосвязь и динамика таких компонентов готовности дошкольников к школьному обучению, как мотивационный и семиотический.

Исследовательские задачи:

1.теоретический анализ литературы по данной проблеме;

2.изучение нормальных трудностей готовности 6-леток к школе.

Методологическая основа исследования: личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию учащихся, теория способностей Л.А.Венгера, идея А.В.Запорожца о самоценности возрастных периодов детств, теория деятельности А.Н.Леонтьева.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, экспериментальный метод, методы опроса.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в выявлении факторов, направленных на профилактику проблем, влияющих на успешность обучения в школе, создание системы адресной поддержки личности первоклассника, испытывающего психотравмирующее воздействие системы обучения школьного типа. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Практическая значимость исследования состоит в установлении степени личностной готовности к обучению в школе шестилетних детей, подготовке рекомендаций родителям, решающим отдать своего ребенка в школу с шести лет, воспитателям, учителям и психологам. Так как отношение к раннему началу обучения школьного типа до сих пор остается неоднозначным не только среди родителей, но и среди педагогов, работающих в современной школе.

Гипотеза исследования: установление в процессе диагностики готовности к школьному обучению у 6-леток наличия специфических, но в то же время, нормативных трудностей, прежде всего, несформированности позитивной мотивации, должно сопровождаться серией согласованных психолого-педагогических действий, способствующих их преодолению на заключительной стадии дошкольного образования.

Также по теме:

Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология ...

Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности
В своей книге «Психология индивидуальных различий» Егорова М.С. делает анализ двух подходов к исследованию индивидуальности. Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них – номотетический – ориентирован на вы ...

Анализ результатов исследования
После проведения исследования данные были занесены в таблицу (см. прил. 1). Выделим для каждого испытуемого определяющий тип общей эмоциональной направленности и подсчитаем кол-во вхождений в каждый тип эмоций (табл. 1). Таблица 1. Пред ...