Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка

Статьи по психологии » Готовность к школьному обучению шестилетних детей » Как помочь учителю получить знания о личности и индивидуальности шестилетнего ребенка

Страница 1

В публицистической и психолого-педагогической литературе на протяжении десятилетий ведется дискуссия о том, надо ли проводить отборочные испытания будущих первоклассников. В постановлениях Министерства Образования Российской Федерации [54] указывается на недопустимость создания ситуации экзамена при зачислении детей в первый класс, а также фиксируется положение о рекомендательном характере мнения медико-психологической комиссии. Это придает особую значимость той информации, которую учитель получает самостоятельно о каждом из своих учеников в первые дни и недели их школьной жизнедеятельности. В то же время, это же может способствовать возникновению нормативных трудностей адаптации ребенка к школе. Каждый педагог имеет собственное представление о порядке знакомства с детьми, зачисленными в его первый класс. По нашему мнению, это знакомство целесообразно проводить в форме индивидуальной беседы в течение первых дней и недель пребывания ребенка в школе.

Учитывая психофизиологические особенности возраста, учителю целесообразно ограничиваться в процессе знакомства с очередным первоклассником беседой продолжительностью 15-20 минут. Метод, сочетающий положительные стороны беседы и естественного эксперимента, был впервые эффективно применен известным швейцарским детским психологом Жаном Пиаже (клиническая беседа). Суть такого типа беседы состоит в выявлении знаний и умений ребенка в процессе непосредственного доверительного общения в сочетании с практическими действиями по выполнению заданий в материальном или графическом плане [65]. Такой подход считается оправданным, так как естественное детское экспериментирование, как показывает более чем десятилетний опыт изучения шестилеток в нашей стране, является наиболее эффективным методом обучения маленьких школьников.

Школьный психолог, в ходе диагностики готовности к школе, обычно сосредоточен на выявлении одного вида готовности, а именно, готовности в интеллектуальном плане. Учитель, безусловно, должен принимать его рекомендации, так как сведения, полученные в процессе этой диагностики, свидетельствуют об уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), особенностях внимания. У шестилеток должно быть сформировано "хорошее" наглядно-образное или эмпирическое мышление. Мышление такого вида называют каталогизирующим или классифицирующим. Ребенок на его основе выделяет признаки объекта, сравнивает объекты, находя сходство и различия, пытается определить причинно-следственные связи, уточняет детали, делает выводы и т.д. Но он не может на основе этого мышления выполнять безошибочно логические операции (если его этому не учили специально).

После начала обучения школьного типа необходимо получить более полную информацию об индивидуальных особенностях личности каждого ребенка. Учителя, в процессе проведения беседы, должно интересовать следующее: умеет ли ребенок выслушивать высказывания учителя, (приходит на их основе к простейшим выводам, обобщениям) и может ли продолжить простое высказывание взрослого по смыслу. В последнем случае можно использовать методику незавершенных предложений.

Не менее ценной для учителя будет информация о сформированности способов общения или уровнях, на которых ребенок способен общаться с взрослым. Л.А.Венгер и М.И.Лисина особо выделяли такой вид готовности к школе, как готовность в коммуникативном плане. М.И.Лисина (45) утверждала, что если ребенок не способен к внеситуативно-личностному общению, т.е. не проявляет инициативы в выявлении особенностей духовного мира другого, в том числе и взрослого, то он не готов к школе в коммуникативном плане. Такие дети не принимают во внимание интересы других людей, не проявляют инициативы в общении, выходящем за рамки наличной ситуации. Протоколировать ход такой беседы можно, прибегая к сокращениям и условным обозначениям, иначе ребенку будет трудно удерживать внимание.

Примерные направления, по которым А.С.Турчин рекомендует проводить клиническую беседу с 6-летками:

1. Как представляет себе ребенок значение своего поступления в школу?

2. Какое представление имеет о содержании и характере деятельности школьников?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Также по теме:

Физиологический и психологический аспекты эмоционального стресса и его влияние на личность
Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса, так как из конкретно - научного понятия он перерос в универсальное. По словам Л.С.Выготского, объем понятия возрос и перешел свои пределы. Но ...

Организации деятельности с учетом особенностей темпераментов человека
Говоря об индивидуальных качествах и стили деятельности человека, хотелось бы отдельно отметить психологические особенности темперамента, как индивидуальной характеристики каждого человека. В процессе воспитания и самовоспитания человек м ...

Фрейд о голосе и звуке
З. Фрейд отводит голосу важную роль в развитии ребенка. В работе «Очерк психологии» (Freud S., 1895, S. 410, 426, 457) он отмечает, что крик служит чисто моторной разрядке внутреннего разряжения, происходящей по рефлекторной схеме. Данный ...