Психодиагностические особенности депрессии

Статьи по психологии » Исследование депрессивных состояний бизнесменов » Психодиагностические особенности депрессии

Страница 2

Перечисленные симптомы нередко сочетаются с длительными болевыми ощущениями. Дистимии могут длиться неопределенно долгое время, начинаться практически в любом возрасте, часто дистимии предшествует выраженная психотравма.

Для человека в состоянии депрессии характерны небрежность в одежде, предпочтение серых и темных тонов, отсутствие прически, косметики и украшений у женщин, скудость мимики и движений иногда напоминающие скованность, согбенная поза, невыразительность и монотонность речи, односложные ответы и т.п. [13, с. 188]

Существуют различные сочетания хронического болевого синдрома с различными вариантами депрессии. Чаще всего встречаются атипично протекающие стертые депрессии.

Следует подчеркнуть частую встречаемость при депрессии тревожных расстройств, которые нередко выходят на первый план, затмевая собственно депрессивные симптомы. Сочетание депрессии и тревоги, по данным А.Ф. Шацберга, достигает 62%. Особенно специфично сочетание тревоги в сочетании с мышечным напряжением и депрессии именно при хронических болевых синдромах. [21, с. 211]

При атипичных депрессиях жалобы на боли хронического характера часто сочетаются с жалобами на другие неприятные, плохо описываемые и нередко плохо локализуемые ощущения во всем теле, на нарушения сна, аппетита, полового влечения, повышенную утомляемость, слабость, сниженную работоспособность, запоры, диспепсии; у женщин могут быть жалобы на нарушения менструального цикла, не имеющие органической причины, предменструальный синдром. При депрессиях могут наблюдаться плохой аппетит и снижение массы тела и, напротив, повышенный аппетит, когда больные "заедают" свою депрессию, и соответственно увеличение массы тела. В этих случаях прием пищи остается единственным способом получения положительных эмоций - все остальные потребности резко редуцируются. Для типичных депрессий более характерно снижение аппетита и массы тела, при атипичных депрессиях нередко наблюдается противоположная картина.

Обилие жалоб, их необычное сочетание, не укладывающееся в клиническую картину ни одного соматического заболевания, прежде всего, позволяет предполагать маскированную депрессию.

[27, с. 218]

Направленность диагностики на следствие без учета причины, когда вторичные соматовегетативные проявления формируются на основе аффективных психопатологических нарушений, приводит к утяжелению и хронизации психической патологии. Наиболее опасным является то, что не диагностированные и не леченные адекватно депрессивные расстройства в ряде случаев заканчиваются самоубийством больных. [9, с. 215]

Поскольку депрессивные состояния настолько сложны в диагностическом отношении, рекомендуется проводить психологическое обследование с применением специальных стандартизированных методик. Для диагностики депрессивных состояний может быть использована методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова. Данный опросник состоит из 44 группы показаний, каждая из которых включает в себя 4 варианта ответа. По результатам опросника можно выявить следующие уровни депрессии: глубокая, выраженная, умеренная, легкая, минимальная, незначительная либо отсутствует.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Удовлетворенность трудом и эффективность деятельности
В современных условиях жесткой конкуренции у развивающихся компаний остро стоит вопрос об эффективности собственной деятельности и, следовательно, собственной успешности. Возникает вопрос: есть ли взаимосвязь удовлетворенности профессиона ...

Виды психологических игр
Психологические игры являются одной из форм снятия внутрипсихического напряжения. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени: деятельность -ритуал -игра -времяпрепровожден ...

Внимание и личность
Человек не рождается с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности человека развивается, совершенствуется и формируется его внимание. В процессе деятельности ребенка, в ходе обучения и воспитания и под влиянием усл ...