Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ

Статьи по психологии » Исследование готовности поступления в ВУЗ » Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ

Страница 3

Тенденция выводить общение из деятельности является устойчивой традицией марксистской психологии, восходящей еще к работам Ф.Энгельса и продолжающей сохраняться по сей день. В современных работах она находит выражение в том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». При этом подчеркивается, что общение целесообразно рассматривать в двух планах: как сторону совместной деятельности и как ее продукт.

Категория «общение» может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков, А.А.Реан). В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение необязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Анкетирование, проведенное на факультете довузовской подготовки Самарского государственного аэрокосмического университета в 2003/04 учебном году (выборка составила 62 человека), показало, что главную цель обучения слушатели видят в получении комплексных знаний, необходимых для поступления и обучения в вузе (53%); в умении правильно определиться в выборе профессии (35%) и лишь 12% обучаемых осознают, что одной из главных целей обучения является формирование навыков межличностного общения. Кроме того, было выявлено, что слушатели испытывают дефицит общей эрудиции, этики; они зачастую неспособны в нужный момент изменить свою программу действий, поведения; у большинства отсутствуют интерес к дискуссии и диалогу, навыки выступления перед аудиторией. Большая часть их характеризуется чрезвычайно низкой культурой речи, что существенно снижает познавательную активность и не позволяет в должной мере использовать свои возможности и способности.

Следуя мысли известных ученых А.А.Бодалева, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, утверждающих, что общение - это спутник человеческой деятельности и определяющий фактор развития личности, основной задачей развития межличностной коммуникации у будущих специалистов являются достижения социальной общности обучаемых при сохранении индивидуальности каждого.

Таким образом, коммуникативный компонент готовности к поступлению и обучению в вузе должен интегрировать такие показатели, как адекватное поведение в группе и с преподавателями. При оценке готовности к поступлению и обучению в вузе за критерий коммуникативного компонента будем принимать уровень общительности-коммуникабельности выпускника.

Итак, в рамках теоретического анализа можно выделить два подхода к трактовке феномена «психологической готовности» человека: функциональный и личностный, т.е. помимо готовности как психического состояния, существует и проявляется готовность как устойчивая характеристика личности, обозначенная понятиями: подготовленность и длительная (устойчивой) готовность.

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят: положительное отношение к будущей профессии; адекватные требованиям деятельности: черты характера, способности, темперамент, мотивация, необходимые знания и умения; устойчивые профессионально важные особенности психических процессов.

Психологическая структура готовности к поступлению в вуз представлена эмоциональной, мотивационной и коммуникативной составляющими, уровень сформированности которых позволяет прогнозировать успешность и качество дальнейшего развития выпускников.

Диагностика уровня эмоциональной, мотивационной и коммуникативной составляющих является валидным инструментом для определения психологической готовности выпускника к поступлению в вуз и дальнейшего прогнозирования развития учебной деятельности студента.

Страницы: 1 2 3 

Также по теме:

Описание хода эксперимента
При проведении экспериментальной части, нами был выбран контингент испытуемых (студентов инженерно-педагогического факультета, обучающихся с 2002-2006 г.), в количестве 32 человек, в процессе прохождения ими педагогической практики, а так ...

Психологические концепции сознания 18-19 вв.
Знаменательно, что именно в 18 столетии, в Веке Разума, произошло второе рождение древних и эзотерических методов врачевания, вхождения в трансовые и измененные состояния сознания, оказавшихся теперь в центре всеобщего внимания. Особый в ...

Методы изучения групп
Основным методом изучения групп является наблюдение. Оно позволяет выяснить содержательную сторону жизни общностей, их структкру, уровень развития и др. социальной психологии различают включенное и невключенное наблюдение. Первое предпола ...