Исследование готовности поступления в ВУЗ

Статьи по психологии » Исследование готовности поступления в ВУЗ

В Концепции модернизации российского образования главная задача российской образовательной политики определена как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений является обеспечение качественного профессионального образования, позволяющего выпускнику свободно конкурировать на рынке труда. Образование в современных условиях должно стать адаптационным, дающим возможность выпускнику школы найти себе достойное место в жизни в условиях обостренной конкурентной борьбы.

На современном этапе реформирования системы образования для решения целого ряда практических задач (в том числе и связанных с оценкой эффективности реализуемых в рамках национального проекта «Образование» мероприятий) представляется важным ответить на два взаимосвязанных вопроса: во-первых, насколько успешно современная российская средняя школа выполняет (и выполняет ли вообще) развивающую функцию и, во-вторых, в какой степени именно в личностном плане старшеклассники оказываются готовы к поступлению в вуз и обучению в нем.

В известном смысле, речь идет о психологической готовности к обучению в высшей школе, так как университетская среда выступает как сложная система, включающая такие компоненты как личностная среда, предметная среда, мотивационные основы, коммуникативные основы, профессиональное определение. И в данном случае это отнюдь не оксюморон по той простой причине, что выбор вуза, поступление и успешное обучение в нем требуют от молодого человека отчетливо выраженной субъектной позиции, занять и реализовать которую можно только действительно, будучи к этому готовым, обладая определенными личностными качествами, опытом и навыками.

Исследования проблемы подготовки школьников к получению высшего профессионального образования ведутся в различных направлениях. Разрабатываются вопросы ранней профессиональной подготовки старшеклассников (Г.А. Бокарева, Е.М. Ибрагимова, В.Б. Успенский и др.), выявляются дидактические условия формирования готовности старшеклассников к выбору профессии и продолжению обучения в системе непрерывного образования (А.П. Беляева, Н.Ю. Бугакова, Г.В. Мухаметзянова и др.), изучаются сущность и особенности учебной деятельности школьников и студентов (Т.В. Габай, С.А. Гапонова, М. Гриндер, X. Древелов, А.К. Дусавицкий, В.Я. Ляудис, П.И. Пидкасистый, Н.И. Чекалева и др.), изучаются условия психологической помощи абитуриентам вузов (Е.И. Конева, В.И. Кукушкин и др.).

Но в психологической и педагогической литературе вопросы социальной, педагогической, психологической готовности к обучению в высшей школе, устраняющего диспропорции не только в содержании школьного и вузовского образования, но и в уровне адаптации старшеклассников в новой среде исследовались недостаточно полно.

Также по теме:

Преступность и наследственность
История развития психогенетики свидетельствует о постоянном интересе к этой проблеме. Около 70 лет назад появились первые работы, в которых МЗ и ДЗ близнецы сравнивались по склонности к преступному поведению. Хорошо заметна более высокая ...

Проблема готовности к школьному обучению
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. В современной литературе пока не существует единого и четкого определения понятий "г ...

Ребефинг
Обнадеживающие события в области постижения природы человека и его сознания начали происходить чуть более трех десятилетий назад. В 70-х годах были заново открыты и вошли в широкую психотерапевтическую практику дыхательные методы. В 1974 ...