Исследование готовности поступления в ВУЗ

Статьи по психологии » Исследование готовности поступления в ВУЗ

В Концепции модернизации российского образования главная задача российской образовательной политики определена как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений является обеспечение качественного профессионального образования, позволяющего выпускнику свободно конкурировать на рынке труда. Образование в современных условиях должно стать адаптационным, дающим возможность выпускнику школы найти себе достойное место в жизни в условиях обостренной конкурентной борьбы.

На современном этапе реформирования системы образования для решения целого ряда практических задач (в том числе и связанных с оценкой эффективности реализуемых в рамках национального проекта «Образование» мероприятий) представляется важным ответить на два взаимосвязанных вопроса: во-первых, насколько успешно современная российская средняя школа выполняет (и выполняет ли вообще) развивающую функцию и, во-вторых, в какой степени именно в личностном плане старшеклассники оказываются готовы к поступлению в вуз и обучению в нем.

В известном смысле, речь идет о психологической готовности к обучению в высшей школе, так как университетская среда выступает как сложная система, включающая такие компоненты как личностная среда, предметная среда, мотивационные основы, коммуникативные основы, профессиональное определение. И в данном случае это отнюдь не оксюморон по той простой причине, что выбор вуза, поступление и успешное обучение в нем требуют от молодого человека отчетливо выраженной субъектной позиции, занять и реализовать которую можно только действительно, будучи к этому готовым, обладая определенными личностными качествами, опытом и навыками.

Исследования проблемы подготовки школьников к получению высшего профессионального образования ведутся в различных направлениях. Разрабатываются вопросы ранней профессиональной подготовки старшеклассников (Г.А. Бокарева, Е.М. Ибрагимова, В.Б. Успенский и др.), выявляются дидактические условия формирования готовности старшеклассников к выбору профессии и продолжению обучения в системе непрерывного образования (А.П. Беляева, Н.Ю. Бугакова, Г.В. Мухаметзянова и др.), изучаются сущность и особенности учебной деятельности школьников и студентов (Т.В. Габай, С.А. Гапонова, М. Гриндер, X. Древелов, А.К. Дусавицкий, В.Я. Ляудис, П.И. Пидкасистый, Н.И. Чекалева и др.), изучаются условия психологической помощи абитуриентам вузов (Е.И. Конева, В.И. Кукушкин и др.).

Но в психологической и педагогической литературе вопросы социальной, педагогической, психологической готовности к обучению в высшей школе, устраняющего диспропорции не только в содержании школьного и вузовского образования, но и в уровне адаптации старшеклассников в новой среде исследовались недостаточно полно.

Также по теме:

Понятие дауншифтинг и история его возникновения
В толковых словарях русского языка слово «дауншифтер» обозначает человека, который уходит с напряженной работы, чтобы вести более простую жизнь. Еще одно определение гласит, что дауншифтеры – это прямая антитеза стремившихся к приобретени ...

Анализ результатов Теста Люшера
А А А + + х х = = - - Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7 ! А А А + + х х = - - - Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом ! = 4. С !!! В качестве испытуемой – девушка К., 22 года. Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в перв ...

Техника «Концентрация внимания на чувствах»
Упражнение «Воспоминание»[83] Ведущий: «Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно види­те? Дверь — кто-нибудь ее о ...