Организация и проведение исследования

В данной работе мы воспользовались методикой исследования фрустрации С. Розенцвейга. Этот метод является проективным, т.е. получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания.

Тест Розенцвейга состоит из 24 рисунков. Испытуемому давалась следующая инструкция: « На каждом рисунке изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте, пожалуйста, что бы на месте отвечающего сказал человек вашего пола». После того как испытуемый закончил выполнение задания, даются аналогичные инструкции, только в этот раз отвечающий должен представить человека противоположного пола.

Испытуемыми в данном исследовании были 18 женщин, и 16 мужчин старше 18 лет (средний возраст женщин-22 года, мужчин 24).

После выполнения методики ответы испытуемых анализируются в двух аспектах: по типу реакции и по направленности реакции.

По направлению реакции ответы могут быть:

· внешне-обвинительная реакция (Е), если он содержит обвинения, упреки, порицания, или агрессивность в направлении другого человека или объекта.

· Самообвинительная реакция (I),если в ответах присутствует чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя.

· Безобвинительная реакция (М), если отсутствует реакция обвинения как самого себя, так и окружающих. Происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.

Например на ситуацию №1 (машина проехала мимо испытуемого и облила его грязью) можно привести следующие примеры направленности реакции:

Е-(внешне-обвинительная реакция) Это вы виноваты! Разве можно ездить с такой скоростью в такой дождь!

I-(самообвинительная реакция)Я сам виноват! Шел близко к дороге, не видел машину.

М-(безобвинительная реакция) Ничего страшного.

По типу реакции ответ может быть:

· Препятственно-доминантным (OD), если в ответе подчеркивается наличие препятствий, помех или других фрустраторов.

· Самозащитным (ED), если ответ выражает активность человека в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека.

· Разрешающего типа (NP), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и принимает форму требования помощи от каких-то других лиц, или форму принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, или человек рассчитывает что время и нормальный ход событий позволят разрешить ситуацию.

На ситуацию №1 (машина проехала мимо испытуемого и облила его грязью) можно привести следующие примеры типа реакции:

OD-(препятственно-доминантным) Какой ужас!? Что теперь делать?

ED- (самозащитным) Смотри куда едешь!

NP-(разрешающего типа) отвезите тогда хоть домой, мне надо переодеться.

Затем результаты мы заносим в сводный протокол, из которого видно какие типы и направленности реакций реально присутствуют у пола, и какие типы и направленности приписывают ему противоположный пол, т.е. реальное гендерное поведение и стереотипы.

Также по теме:

Семейное воспитание
Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений. Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления ...

Особенности становления психосексуальной идентичности у подростков, оставшихся без попечения родителей
Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т. е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, н ...

Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев
Младенец связан со своими родителями через аудиофоническую систему коммуникации. Аппарат образования звуков играет важную роль в выражении эмоций. Наряду со специфическими звуками, которые издает младенец во время приема пищи, во время пр ...