Организация и проведение исследования
В данной работе мы воспользовались методикой исследования фрустрации С. Розенцвейга. Этот метод является проективным, т.е. получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли, переживания.
Тест Розенцвейга состоит из 24 рисунков. Испытуемому давалась следующая инструкция: « На каждом рисунке изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте, пожалуйста, что бы на месте отвечающего сказал человек вашего пола». После того как испытуемый закончил выполнение задания, даются аналогичные инструкции, только в этот раз отвечающий должен представить человека противоположного пола.
Испытуемыми в данном исследовании были 18 женщин, и 16 мужчин старше 18 лет (средний возраст женщин-22 года, мужчин 24).
После выполнения методики ответы испытуемых анализируются в двух аспектах: по типу реакции и по направленности реакции.
По направлению реакции ответы могут быть:
· внешне-обвинительная реакция (Е), если он содержит обвинения, упреки, порицания, или агрессивность в направлении другого человека или объекта.
· Самообвинительная реакция (I),если в ответах присутствует чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя.
· Безобвинительная реакция (М), если отсутствует реакция обвинения как самого себя, так и окружающих. Происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.
Например на ситуацию №1 (машина проехала мимо испытуемого и облила его грязью) можно привести следующие примеры направленности реакции:
Е-(внешне-обвинительная реакция) Это вы виноваты! Разве можно ездить с такой скоростью в такой дождь!
I-(самообвинительная реакция)Я сам виноват! Шел близко к дороге, не видел машину.
М-(безобвинительная реакция) Ничего страшного.
По типу реакции ответ может быть:
· Препятственно-доминантным (OD), если в ответе подчеркивается наличие препятствий, помех или других фрустраторов.
· Самозащитным (ED), если ответ выражает активность человека в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека.
· Разрешающего типа (NP), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и принимает форму требования помощи от каких-то других лиц, или форму принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, или человек рассчитывает что время и нормальный ход событий позволят разрешить ситуацию.
На ситуацию №1 (машина проехала мимо испытуемого и облила его грязью) можно привести следующие примеры типа реакции:
OD-(препятственно-доминантным) Какой ужас!? Что теперь делать?
ED- (самозащитным) Смотри куда едешь!
NP-(разрешающего типа) отвезите тогда хоть домой, мне надо переодеться.
Затем результаты мы заносим в сводный протокол, из которого видно какие типы и направленности реакций реально присутствуют у пола, и какие типы и направленности приписывают ему противоположный пол, т.е. реальное гендерное поведение и стереотипы.
Также по теме:
Уровень притязания самоактуализирующейся личности
Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.
Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно ...
Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих
церебральным параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели.
Мастюкова Е.М. дает следующее определение де ...
Изучение смысловой сферы у больных хроническим соматическим заболеванием
кардиологического профиля
В настоящее время проблема человека находящегося в ситуации соматического заболевания (как острого, так и хронического) рассматривается не только как медицинская, но и как проблема социальная и психологическая.
Болезнь необходимо рассмат ...
Разделы