Образы мужчин и женщин в массовом сознании

Страница 3

Приведем пример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. Девушек-студенток просили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зрения профессионализма, компетентности, стиля и т.п. Некоторые студентки получили статьи, подписанные авторами-женщинами, другие - те же статьи, но подписанные авторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами. Т.е. предрассудки в отношении представителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальной оценке труда других женщин.

На формирование стереотипов сильное влияние оказывает менталитет. Изучением этого феномена занимались Дж. Уильям и Д. Бест. Они предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающие личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. В Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины.

В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия)- слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным».

Можно сказать, что причисляя определенное качество одному из полов, каждая страна создает свои гендерные стереотипы.

В России этой проблемой занималась Т.И. Юферева, Е.В. Каган, И.С. Клецина, В.Г. Горчакова.

Клецина в результате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые приписывались мужчинам (математические способности, логическое мышление, агрессивность, стремление руководить, авторитарный стиль общения) и женщинам (забота о детях, боязливость, уступчивость, эмоциональность, тревожность). В целом эти данные подтверждают уступчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.

В.Г. Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимается как носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этом заявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен быть мужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.

Одно из последних исследований стереотипов проведенное Котовым М.А. с помощью метода семантического дифференциала метод семантического дифференциала позволяет находить усредненные показатели, выделять типы людей, обладающих сходным восприятием рассматриваемого объекта. С помощью этого метода возможна жесткая формализация опроса, что позволяет получить более или менее адекватную информацию о довольно тонких психологических структурах – гендере и стереотипах.

Используя семантический дифференциал, можно операционально «улавливать» эмоциональную сторону смысла, вкладываемого респондентом в рассматриваемые объекты. Как любой способ такого рода, он опирается на определенную модель, определенную теорию исследователя о том, каким образом изучаемые не поддающиеся непосредственному измерению «смыслы» и «значения» могут проявиться во внешнем поведении человека. Это внешнее поведение проявляется в ответах индивида на предложенные ему вопросы. Другими словами, так мы получаем невербальную информацию вербальными методами.

Этот метод был разработан в 1952 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. Анализ полученных данных показывает, что гендерные стереотипы сегодняшних студентов отражают традиционные ценности и идеалы, хотя к ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов.

Как и прежде, считается, что женщина должна быть прежде всего красивой, а мужчина – умным. Исследование показало общность и мужских и женских ассоциаций относительно объектов «женственность» и «красота». Данные характеристики наиболее тесно ассоциируются с женщиной как у мужчин, так и у женщин. Увеличилась значимость такого объекта как «ум», сами женщины чаще отождествляют себя с такой характеристикой, как «ум».

У мужчин на сегодня «женственность» и «власть» находятся на достаточно близких позициях, что говорит о признании мужчинами того факта, что женщина обладает властью, находится во власти и может стремиться к обладанию властью. Незначительные изменения во взглядах мужчин о предназначении женщин говорят о переплетении, сочетании традиционных взглядов с современными; о признании женских возможностей и мужских слабостей.

Таким образом, понятия «гендер» и «стереотип», несмотря на свою устойчивость, не являются неизменными во времени некоторые из качеств заменяют друг друга, но в то же время остаются и традиционные качества, приписываемые мужчинам и женщинам, и сегодня они особенно высоко оцениваются.

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме:

Аргументация как рационально-логическая часть убеждения
Переходя к развернутому обсуждению природы аргументации, следует подчеркнуть, что она представляет собой специфическую форму коммуникативной деятельности, неразрывно и органически связанную с процессом убеждения. Поэтому аргументацию след ...

Виды зависимого поведения
Существует достаточно большое разнообразие видов зависимого поведения. Различают химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания и табакокурение. К нехимическим аддикциям – компьютерны ...

Специфика интеллектуальных качеств руководителя
В теории управления разработаны многочисленные и очень разнообразные перечни тех интеллектуальных качеств, которыми должен обладать «эффективный руководитель». Зачастую они являются просто результатом обобщения наблюдений и житейского опы ...