Исследование возможностей стимуляции работоспособности

Статьи по психологии » Исследование возможностей стимуляции работоспособности

Страница 7

Достаточно показательные данные получены по методике слежения. Качество работы оценивалось в этом случае по дисперсии ошибок рассогласования. Для удобства обработки и анализа материала использовалась величина, обратная дисперсии. К концу двухсуточной вахты этот показатель у контрольных испытуемых уменьшился на 27%, что говорит об ухудшении качества слежения и увеличении разброса ошибок примерно на 40%. После гипностимуляции работоспособности качество слежения сразу же повысилось на 48% относительно фоновых данных.

Несколько иной характер данных по аналогичной методике получен в трехсуточных вахтах непрерывной деятельности. У контрольного оператора, не подвергавшегося стимуляции, качество слежения к концу трехсуточной вахты ухудшилось по первой программе на 77%, по второй — на 55% относительно фоновых данных. У испытуемых, подвергавшихся гипностимуляции, отмечено ухудшение качества слежения в середине трехсуточной вахты. Гипностимуляции работоспособности вызвала резкое улучшение качества слежения у первого испытуемого и значительно меньшее— у второго.

В табл. для наглядности приведены средние результаты по качеству слежения в пределах трехсуточной вахты до и после стимуляции у трех операторов.

Качество слежения до и после стимуляции

 

Дисперсия ошибок слежения

Оператор

I программа

II программа

 

до стимуляции

после стимуляции

до стимуляции

после стимуляции

Первый

0,003

0,0045

0,005

0,006

Второй

0,003

0,0023

0,007

0,0055

Третий

0,003

0,003

0,0045

0,0045

Если рассматривать приведенные данные в сравнении с динамикой качества слежения первого оператора, то следует признать достаточную эффективность стимуляции. По усредненным данным, у третьего оператора на третьи сутки непрерывной работы после гипностимуляции повышения работоспособности не отмечено, но она продолжала устойчиво сохраняться на достаточно высоком уровне. В то же время, судя по динамике качества слежения первого оператора, у третьего оператора также следовало ожидать значительного ухудшения этих показателей. Следовательно, можно говорить о том, что эффект гипностимуляции у третьего оператора проявился в сохранении очень высокого уровня работоспособности и на третьи сутки непрерывной деятельности, т.е. в тот период, когда она должна была снизиться в результате крайнего утомления.

Изменение уровня работоспособности оператора в режиме непрерывной трехсуточной деятельности достаточно четко проявляется и на его функционировании в системе связи. Как показали эксперименты, время обработки радиограмм нарастает по мере утомления оператора. Эта закономерность ярко проявилась в трехсуточном эксперименте у первого оператора, работавшего без стимуляции. Если к тому же учесть, что с развитием утомления нарастало число ошибок при обработке радиограмм, то при тех же условиях надежность функционирования оператора в системе связи упала с С = 1,0 в начале эксперимента до С — 0,92 в конце его. У второго и третьего операторов такой картины не наблюдалось. Изменения надежности функционирования в системе связи находились у них в пределах С —1,0 в начале первых суток непрерывной деятельности иР = 0,95 — 0,935 в конце вторых суток. После стимуляции второго и третьего oператоров надежность функционирования их в системе связи возросла до С = 0,977 и снизилась к исходу третьих суток до 0,935.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Также по теме:

Заключение.
Профессия пожарного появилась достаточно недавно. Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение с опасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой час ...

Тенденции новой психологии
В настоящее время в связи с изменением "социального статуса психологии" и закономерным повышением интереса к ее исследовательским – теоретическим и практическим - продуктам возникает необходимость рефлексии тех научных (или кваз ...

Методические основы исследования, контингент испытуемых
Исследование отношений и предпочтений мы провели в подростковом классном коллективе при помощи методической процедуры референтометрии, имеющей многочисленные варианты и многократно описанной. «В ходе выполнения референтометрии, учитель до ...