Описание выборки и методов исследования
В исследовании принимали участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Тест оценки коммуникативных умений», «Айзенка личностный опросник (EPI)».
Первая методика на определение уровня общительности проводилась с помощью методики «Оценка уровня общительности» (теста В.Ф. Ряховского), которая дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. До начала эксперимента, испытуемым была зачитана инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
Вторая методика «Тест оценки коммуникативных умений» направлена на выявление оценки коммуникативных умений. До начала эксперимента, испытуемым была зачитана инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком, будь то товарищ, сослуживец, руководитель или просто случайный собеседник». Методика содержит 10 вопросов, на которые следует дать ответы: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда».
Третья методика «Личностный опросник Айзенка(EPI)», направлена на выявление уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента. Испытуемым была предложена инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
Также по теме:
Факторы и приемы управления тревожностью и стрессом
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает ...
Интерактивная социальная коммуникативная технология
Для того, чтобы продемонстрировать, что интерактивный ритуал используется как технология, необходимо показать, что объективные основания реализации взаимодействия, гносеология, находят отражение в онтологии организуемых интеракций. Необхо ...
Характеристика методов исследования
Опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины) представляют собой модификации методов, разработанных В.С. Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Также мы применяем ...
Разделы