Реальные формы соц. поведения

Статьи по психологии » Индивидуальная дезадаптация » Реальные формы соц. поведения

Страница 1

Центральное понятие концепции – социальная установка как направленность группового или индивидуального сознания, определяющая отношение группы или индивида к какому-то явлению социальной действительности, а также как способ восприятия этого явления. Проявляется установка через конкретные акты поведения, в частности через вербальные высказывания данного индивида.

Сущность социального поведения раскрывается понятиями: личностные диспозиции и диспозиционная система личности; социальная установка (в западной традиции исследования поведения – attitude); ценностные ориентации. Поведение изучалось с акцентом на его субъективных компонентах, на расхождении между социальными установками и реальным поведением. Проблема прогноза поведения адресована личности, которая интерпретируется в качестве социальной индивидуальности.

Концепция В.А. Ядова обращена к проблеме регуляции, саморегуляции и прогнозирования социального поведения личности. Обобщая опыт исследования мотивации, подробно анализируя этот опыт, В.А. Ядов отмечает, что замысел анализа социального поведения обращен не к психическим механизмам регуляции поведения индивида, и не к содержанию мотивов деятельности с учетом социальных и индивидуальных особенностей их формирования, и не к закономерностям превращения социальных условий в элементы структуры личности.

Многолетняя работа ленинградской группы по проблемам роли мотивационной сферы личности строилась на оригинальной гипотезе о структуре ценностных ориентаций и социальных установок личности, образующих диспозиционную систему. Анализом особенностей диспозиционной регуляции поведения инженеров (1 000 человек) подтверждены положения гипотезы и отработаны методики и инструментарий, которые могут быть использованы при исследованиях проблем труда. Оригинальными и продуктивными являются также общие выводы.

Диспозиционная концепция отнесена к «взаимосвязи конкретных социальных условий деятельности индивида и его субъективного отношения к ним в виде состояний предрасположенностей (диспозиций) к оценке и поведению в данных условиях с учетом структуры диспозиций, их зависимости от предшествующего опыта и обобщенных психологических особенностей субъекта.» (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Колл. авторов под рук. и под ред. В.А. Ядова.– Л.: Наука., 1979. 264 с. Гл. 1. – С. 6–25).

Подобно тому, как иерархически организованы условия деятельности, потребности и диспозиции, поведение личности также структурируется в некоторые иерархически организованные действия. В анализе поведения, по В.А. Ядову, различается четыре уровня в зависимости от целесообразности деятельности:

Поведенческие акты, устанавливающие соответствие между психофизической потребностью и предметной ситуацией в данный момент для перехода от нарушенного «равновесия» к норме.

Поступок или привычное действие, формирующееся из ряда поведенческих актов. Поступок – элементарная социально значимая «единица» поведения. Его цель – соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью индивида.

Целенаправленная последовательность поступков – поведение в определенной сфере деятельности. Цели – отдаленные.

Целостность поведения в разных сферах (труд, познание, семья) в соответствии с неким «жизненным планом».

Поведение личности на всех уровнях регулируется ее диспозиционной системой в соответствии с конкретной ситуацией и целью. Механизм взаимосвязи между различными элементами диспозиционной структуры и ситуацией поведения следует рассматривать именно как механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, ее саморегуляцию.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Когнитивная или рациональная психотерапия в отечественной практике
В предметном поле отечественной психотерапии много необычного и парадоксального. Как и живая жизнь, психотерапевтическая практика развивается по своим законам, следствия которых выглядят иногда неожиданно. Это касается, в частности, степе ...

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к нарушению ...

Становление социальной психологии
Специфика становления советской социальной психологии обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, статусом этой дисциплины как пограничной между социологией и психологией (что дает основания рассмотреть ее развитие внутри каждой из наз ...