Психологическая характеристика процесса общения

Страница 4

При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат: понимание-взаимопонимание общающихся субъектов. Понимание - это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью идентификация, эмпатия и рефлексия, аттракция. В проблематике общения: идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления (В.В. Знаков, 1994).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию оно может быть: материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; когнитивное - обмен знаниями; кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями; мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками [20; с.103].

Таким образом, обобщая анализ исследований, можно сделать вывод о том, что общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Подводя итог исследования проблем общения, нужно сделать вывод о том, что общение - это одно из основных сфер человеческой жизни. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Ведущие психологи (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев) относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.

Страницы: 1 2 3 4 

Также по теме:

Формирование поведения индивидов
При изучении темы формирования поведения сотрудников в организации необходимо затронуть понятие поведенческого маркетинга. Поведенческий маркетинг занимается изучением рынка поведения производителей и контрагентов, исходя из выработанной ...

Психологическая характеристика процесса общения
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, А.А.Бодалева, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рас ...

Гуманистическая школа.
2.1 Абрахам Маслоу А. Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид. «Мы никогда не разберемся в человеке, если бу ...