Психологическая характеристика процесса общения
При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат: понимание-взаимопонимание общающихся субъектов. Понимание - это определенная форма воспроизведения объекта в сознании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью идентификация, эмпатия и рефлексия, аттракция. В проблематике общения: идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления (В.В. Знаков, 1994).
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию оно может быть: материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; когнитивное - обмен знаниями; кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями; мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками [20; с.103].
Таким образом, обобщая анализ исследований, можно сделать вывод о том, что общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Подводя итог исследования проблем общения, нужно сделать вывод о том, что общение - это одно из основных сфер человеческой жизни. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Ведущие психологи (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.А. Бодалев) относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды.
Также по теме:
«Быстрый» имидж
Как мы уже выяснили, в современной российской политике пока востребован мгновенный результат, так как клиенты не всегда готовы ждать годами, пока сложится необходимая основа позитивного имиджа – репутация. Есть много разных технологий уск ...
Организация исследования социально-психологического
климата коллектива
Объектом исследования является коллектив…. Состоящий из 11 человек, коллектив является гомогенным (только женщины). Для удобства членам коллектива присвоены порядковые номера от 1 до 11.
Цель диагностики - определить социально-психологич ...
Особенности памяти при нормальном и нарушенном развитии в детском возрасте
Знаниям о психологических особенностях детей всегда придавалось огромное значение. Особого внимания требуют к себе дошкольный возраст, когда детский организм подвержен влиянию многих факторов, и любое промедление в своевременной диагности ...

Разделы