Перинатальная психология и психика младенца

Статьи по психологии » Гуманные отношения в пренатальном развитии » Перинатальная психология и психика младенца

Страница 1

Перинатальная психология является новым научным направлением в медицине и психологии и преследует цель изучения психической жизни плода, ее влияния на формирование личности человека. Основой перинатальной психологии является изучение перинатальных матриц, заключающаяся в признании долговременной памяти у плода на события, происходящие во время беременности, родов и послеродового периода. Эти события формируют элементы подсознания, проявляющиеся в последующей жизни и определяющие особенности психических реакций на те или иные события. Особенно большое информационное поле в формировании перинатальных матриц занимают роды. В связи с этим акушер-гинеколог, психолог должны иметь представление о влиянии особенностей течения беременности, родов и послеродового периода на формирующуюся психику ребенка и создавать благоприятные условия, способствующие положительной направленности этого процесса.

Наиболее действенным мероприятием в этой связи может и должна быть комплексная подготовка беременной к предстоящим родам, предусматривающая усвоение минимальных знаний по физиологии беременности и родов (образовательная программа), привитие элементов родительской культуры (воспитательная программа), оценку состояния здоровья и адаптационных возможностей организма беременной с целью проведения лечебно-профилактических мероприятий (оздоровительная программа.

На протяжении почти всего XX века ни медицина, ни психология не смогли сформировать четкого представления о природе ребенка в утробе матери или в момент рождения. Серьезными препятствиями в формировании концепции были следующие представления: младенцы пассивны и беспомощны; младенцы не обучаются или не запоминают; младенцы не способны к проявлению эмоций; и младенцы не чувствуют боли. Эти воззрения вводили в заблуждение родителей и направляли по неправильному пути профессионалов, работающих с детьми грудного возраста.

Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что на том этапе существовали научные подходы и методы, не позволявшие адекватно оценить природу младенцев во чреве матери или при рождении. Видимо, наиболее крупным нашим просчетом, как профессионалов, была общепринятая идея о том, что полным мерилом разума, собственного "Я" и души является мозг. Господствовала точка зрения, что мозг плода и новорожденного не мог обеспечить поддержку познавательной, эмоциональной или перцептивной деятельности, в том числе удовольствия или боли. Нейроанатомия не поддерживала идеи о существовании "психики" в период внутриутробного развития.

Возможности ультразвукового обследования и более продуманные схемы экспериментов в течение последних 10-15 лет позволили получить новые факты о внутриутробной жизни плода, которые перевернули традиционные представления в области эволюционной психологии и медицины. Исследования показали, что в отличие от ранее существовавших представлений ребенок до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства и ощущает и любовь и опасность /Chemberlin, 1994/. Ультразвуковые исследования на 20-й неделе беременности выявили наличие специальных взаимоотношений между близнецами в матке, которые выражались в виде ударов, толчков ногами и играх /Piontelli, 1992/. Д-р Арабин и его коллеги /1996/ зафиксировали первые реакции близнецов на прикосновение в возрасте 9 недель.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление). Ощущение – психофизический процесс непосредственно чувственно ...

Конституциональная теория темпераментов.
Несмотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить, что Гиппократ был материали ...

Девиантное поведение в молодежной среде
Девиантное поведение подразделяется на две группы 1.Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с ак ...