Этапы психотерапевтической помощи

Страница 2

Научившись проверять правдивость своих мнений, достоверность и точность умозаключений, клиент становится не только более реалистичным, но и более эффективным. В науке существует понятие валидности — это представление о том, насколько данное правило, закон или формула выражают или описывают именно то, для чего они предназначены. Скажем, валидность психологического теста определяется тем, насколько точно он измеряет именно то свойство или качество, которое и должен измерять. Точно так же мнения, оценки и суждения людей об окружающей действительности могут быть валидными или не очень. Иными словами, человека с большими когнитивными нарушениями, с обилием иррациональных установок можно назвать психологическим инвалидом, это словосочетание прямо указывает на природу его проблем.

Умение не путать мнения с реальностью — важнейшая составляющая психического здоровья и личностного благополучия. Рационально-эмотивная, когнитивная психотерапия ставит своей основной задачей формирование прочного "фундамента" опыта и знания, опираясь на который, человек может руководствоваться разумом и здравым смыслом в решении любых, самых сложных проблем, не отягощая свое сознание навязчивыми невротическими мыслями и чувствами. Специфика этого подхода такова, что достаточно мощный терапевтический эффект может достигаться даже при простом чтении соответствующей литературы (хотя, конечно, работать с терапевтом всегда лучше, чем учиться по книгам самому).

Поэтому в заключение раздела хочется привести помещенный в одной из работ А.Бека своеобразный "моральный кодекс законченного невротика", с которым читатель может сверить собственные правила и убеждения. Недаром говорится, что худшая из неприятностей — обманывать самого себя, а после этого уже легко впасть в любой другой грех:

1) Я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным, мужественным, самоотверженным и красивым,

2) Я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом.

3) Я должен справляться с любым затруднением легко и с полным самообладанием.

4) Я должен всегда уметь быстро найти решение любой проблемы.

5) Я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным.

6) Я должен все знать, понимать и предвидеть.

7) Я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами.

8) Я всегда должен считать виновными себя; я не имею права причинять боль никогда и никому.

9) Я никогда не должен испытывать усталости и боли.

10) Я должен быть всегда на пике эффективности.

Даже если личность достаточно далека от подобных требований к себе, в этот список полезно время от времени заглядывать. Просто так, на всякий случай.

Страницы: 1 2 

Также по теме:

Особенности становления психосексуальной идентичности у подростков, оставшихся без попечения родителей
Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтогенеза, т. е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, н ...

Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а ...

Технологии защиты имиджа
При создании имиджа необходимо заблаговременно учитывать все возможные атаки на него со стороны конкурентов. В конечном счете, все пресловутые «грязные технологии» преследуют одну цель: испортить имидж политика для того, чтобы люди отверн ...