Значение экзистенциальной психологии в социальной работе

Страница 2

И все же, для действительно эффективной работы в рамках гуманистического подхода к консультированию, социальному работнику было бы полезным усвоить следующие постулаты экзистенциально направленного консультирования, которые были выдвинуты в 1963 году президентом Американской ассоциации гуманистической психологии Джеймсом Бьюдженталем:[9,с.32]

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (то есть, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Каждое из этих утверждений может помочь консультанту приблизится к тому идеалу, когда клиент воспринимается таким, каков он есть.

Как уже было сказано выше, Ялом выделял четыре основные данности существования человека – смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.

Итак, первое и самое важное, на что надо обратить внимание, так это на жизнь, смерть

и тревогу. Ялом считал, что наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу. В своей работе он писал, что жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. Смерть – первичный источник тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причина психопатологии.[1,6,9]

Ялом считал, что конфронтация человека со смертью может служить шансом личностного изменения. Так, в качестве примера он приводит исследование, что шесть из десяти интервью с людьми, пытавшимися покончить с собой, но выжившими, свидетельствуют о том, что после «прыжка в смерть» у этих людей изменился взгляд на жизнь. Так же, многие побывавшие на грани смерти, говорят об «изменении приоритетов», о том, что они стали более способными испытывать сострадание, более непосредственно обращены к людям, чем прежде.

Знание подобного феномена очень важно для социальных работников. Так как работа с клиентами, пережившими попытки самоубийства, тяжелые аварии и катастрофы требует от социального работника максимального внимания и истинного понимания чувств и мыслей своего клиента.

Отдельно стоит уделить внимание ситуациям, когда человек оказывается перед лицом смерти в результате медицинского диагноза. Чаще всего социальному работнику придется сталкиваться с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными. Вот еще одна цитата из книги И. Ялома, подтверждающая идею личностного изменения при конфронтации со смертью: «Многие годы работая с больными раком на терминальной стали, я поражался тому, сколь многие из этих людей используют свою кризисную ситуацию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. Они рассказывали о поразительных сдвигах, о внутренних переменах, которые нельзя охарактеризовать иначе, чем личностный рост».[9]

Таким образом, на основе многих наблюдений психологов, врачей и самого Ялома, можно перечислить основные моменты, по которым у больных со смертельным диагнозом наблюдались изменения:

Ø Изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения жизненных тривиальностей;

Ø Чувство освобожденности: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь;

Ø Обостренное переживание жизни в настоящем, вместо откладывания ее до пенсии или до какой-нибудь еще точки будущего;

Страницы: 1 2 3 4 5

Также по теме: