Понятия психологического консультирования и психологического консультирования в Интернете

Статьи по психологии » Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического консультирования » Понятия психологического консультирования и психологического консультирования в Интернете

Страница 2

Таким образом, мы наблюдаем то, что имеется много сходных определений (смысловых обозначений) понятия (явления) психологического консультирования в основополагающих психологических школах.

Как правило, любое определение психологического консультирования как процесса интерактивной (действенной) коммуникации, понятийно основывается на общечеловеческих, гуманитарных, христианских, гуманистических (вспомним гуманистическую психологию) ценностях. Все эти определения, характеристики классического психологического консультирования, в большинстве случаев, включают в себя несколько смысловых непреложных положений: 1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2. Консультирование помогает обучаться новому поведению. 3. Консультирование способствует развитию личности. 4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. 5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии.[3]

Основоположник клиент-центрированной терапии, известный американский психотерапевт Карл Роджерс, выделил три основных принципа этого психотерапевтического направления: а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Таким образом, определения (критерии, положения, принципы) психологического консультирования охватывают собою стержневые содержательные установки психолога-консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного субъекта, за которым признается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью, - что, безусловно, уважается клиентом.

Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и адекватно действовать. Отсутствие личностного психологического давления психолога на клиента, кстати говоря, является объективным плюсом Интернет-консультирования.

Что же касается Интернет-консультирования, то пока не существует отдельных (не «приложимых» к классическому психологическому консультированию) его определений. Тем не менее, можно выделить отдельные специфические особенности Интернет-консультирования.

Это, во-первых, то, что процесс Интернет-консультирования имеет двустороннюю содержательную специфику относительно критерия анонимность/публичность личности клиента. С одной стороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в Интернете (в чате, «где», как правило, и осуществляется Интернет-консультирование) клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступает под вымышленным именем («инком»). При этом, даже если клиент назовется своим настоящим именем (именно именем), то все равно, ему практически гарантирована анонимность, так как людей с одинаковыми именами по стране (специфика Интернет-консультирования еще и в том, что оно географически огромно) сотни тысяч. С другой стороны, процесс Интернет-консультирования для клиента публичен, так как такое консультирование происходит, как правило, в чатах или на форумах, «где» видны все вопросы клиента (причем вопросы конкретного клиента «идут» под его конкретным «инком») и ответы консультанта. Таким образом, создается публичность процесса Интернет-консультирования, потому что все кто «сидит в чате» или «находится на форуме», видят на экранах своих мониторов «процесс Интернет-консультирования» (кавычки условны, так как для этих лиц виртуальная реальность не менее реальна, чем буквальное, материальное их окружение), - наблюдают порядок и последовательность вопросов и ответов и оценивают их содержание.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Творческое мышление и его механизм
Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической ...

Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика. В группу в ...

Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперим ...