Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента («Социометрия» Р.С. Немова, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной)
Результаты методики «Социометрии» (Р.С. Немова) получились следующими: среди 21 испытуемых предпочитаемых учащихся стало 11 человек. особенно это заметно в отношении мальчиков. Если раньше они были выбираемыми двумя или тремя одноклассниками, то теперь их выбирают большее количество одноклассников. Например, мальчик Юра К. и Лёша С. отличились своими способностями, показали не только плохие, но и хорошие стороны в своём характере, поэтому их в желаемый класс стали выбирать не только мальчики, но и девочки, чего нельзя было сказать ранее.
Количество непринятых уменьшилось с 15 до 10 (см. рис.3)
Рис. 3. Уровень развития межличностных отношений у старших подростков.
Таким образом, в классе больше половины учащихся являются принятыми, а процент непринятых находится на низком уровне.
Полученные результаты «Теста оценки коммуникативных умений» (А.А. Карелина) свидетельствуют о том, что из испытуемых 5 человек являются хорошими сверстниками, т.е. обладают коммуникативными умениями: умеют выслушать и понять собеседника, дать оценку передаваемому повествованию и в необходимой ситуации дать совет.
Девяти человекам из 21 присущи некоторые недостатки, т.е. им нужно немного поработать над собой. Задуматься о каких-либо отрицательных качествах, которые мешают общению с другими людьми.
И 6 человек являются плохими собеседниками. Они абсолютно не умеют слушать другого человека, но требуют. чтобы их выслушивали. Считают себя общительными, понимающими и довольно компетентными в этой области. Результаты представлены в диаграмме (см. рис 3).
![]() |
Рис.3. Уровень развития коммуникативных умений у старших подростков.
Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что игротерапия действительно является средством развития межличностных отношений у старших подростков, если социальный педагог будет создавать атмосферу принятия подростка, эмоционально сопереживать ему, отражать и вербализовывать его чувства и переживания, обеспечивать в процессе игровых занятий условиями, актуализирующих переживания подростком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
![]() |
Рис. 5. Уровень развития межличностных отношений у старших подростков.
![]() |
Рис. 6. Уровень развития коммуникативных умений у старших подростков.
Также по теме:
Кататимно-имагинативная терапия как психотерапевтический метод на современном
этапе
Кататимно-имагинативная терапия (К.и.т.) в нашей стране известна как символдрама – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того ч ...
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Суть теории Л. Фестингера в следующем: чувства, мысли и поведение человека должны быть согласованы. Если один из этих трех компонентов изменяется, то возникает диссонанс, приводящий человека к ощущению дискомфорта, который он стремиться у ...
Основные понятия холотропного дыхания
Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии побуждающая музыка помощь холонавту в осво ...
Разделы