Сравнительный анализ результатов исследования.
В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровень межличностных отношений детей старшего подросткового возраста 8 «б» класса школы № 30. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего эксперимента («Социометрия» Р.С. Немова, тест оценки коммуникативных умений А.А. Карелиной)
Результаты методики «Социометрии» (Р.С. Немова) получились следующими: среди 21 испытуемых предпочитаемых учащихся стало 11 человек. особенно это заметно в отношении мальчиков. Если раньше они были выбираемыми двумя или тремя одноклассниками, то теперь их выбирают большее количество одноклассников. Например, мальчик Юра К. и Лёша С. отличились своими способностями, показали не только плохие, но и хорошие стороны в своём характере, поэтому их в желаемый класс стали выбирать не только мальчики, но и девочки, чего нельзя было сказать ранее.
Количество непринятых уменьшилось с 15 до 10 (см. рис.3)
Рис. 3. Уровень развития межличностных отношений у старших подростков.
Таким образом, в классе больше половины учащихся являются принятыми, а процент непринятых находится на низком уровне.
Полученные результаты «Теста оценки коммуникативных умений» (А.А. Карелина) свидетельствуют о том, что из испытуемых 5 человек являются хорошими сверстниками, т.е. обладают коммуникативными умениями: умеют выслушать и понять собеседника, дать оценку передаваемому повествованию и в необходимой ситуации дать совет.
Девяти человекам из 21 присущи некоторые недостатки, т.е. им нужно немного поработать над собой. Задуматься о каких-либо отрицательных качествах, которые мешают общению с другими людьми.
И 6 человек являются плохими собеседниками. Они абсолютно не умеют слушать другого человека, но требуют. чтобы их выслушивали. Считают себя общительными, понимающими и довольно компетентными в этой области. Результаты представлены в диаграмме (см. рис 3).
![]() |
Рис.3. Уровень развития коммуникативных умений у старших подростков.
Таким образом, анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что игротерапия действительно является средством развития межличностных отношений у старших подростков, если социальный педагог будет создавать атмосферу принятия подростка, эмоционально сопереживать ему, отражать и вербализовывать его чувства и переживания, обеспечивать в процессе игровых занятий условиями, актуализирующих переживания подростком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
![]() |
Рис. 5. Уровень развития межличностных отношений у старших подростков.
![]() |
Рис. 6. Уровень развития коммуникативных умений у старших подростков.
Также по теме:
Психологически развивающая работа на этапе первичной адаптации.
Цель развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
- Разв ...
Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология ...
Теории мотивации и удовлетворенности трудом
Теоретические представления о трудовой мотивации и удовлетворенности трудом развивались в основном в рамках трех направлений [15;63]:
- содержательные теории, которые делают упор на содержание потребностей и устремлений людей, определяющ ...




Разделы