Основные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизни человека

Статьи по психологии » Инстинкт и его роль в жизни человека » Основные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизни человека

Страница 2

В психологии Юнга понятие “архетип” родственно понятию “инстинкт”, но под инстинктами понимаются не врожденные поведенческие стереотипы, а врожденные первообразы, обусловливающие поведение [19, с. 97-99].

Юнг изменил значение термина “либидо”. В работе “Либидо, его метаморфозы и символы” Юнг дает вместо описательного определения, которым пользовался Фрейд, определение генетическое (то есть рассматривает, каково происхождение либидо).

Либидо, по Юнгу - название психической энергии вообще, а не энергии полового влечения, как в теории Фрейда [26, С.138].

Архетипы - это матрицы, “скелет”, способ структурирования образов, появляющихся во сне, в грезах, фантазиях, произведениях искусства. Конкретное содержание образов “наполняется” уже реальностью, индивидуальным и групповым опытом.

Архетипы основаны на врожденных первообразах. Первообразы имеются у младенцев в утробе матери. Еще до появления на свет ребенок сосет палец, при этом действии в его психике рождается некий чувственный образ. При соприкосновении с реальностью (после рождения) первообразы трансформируются в архетипические образы. Так же, как инстинкты животных, архетипы - результат предшествующего эволюционного опыта вида Homo sapiens. Архетипы подобны матрицам психических представлений, они стереотипны, а конкретное содержание архетипических образов может варьировать. Так как матрицы одинаковы, то и образы, навеянные архетипами, будут похожи у разных людей [24, с. 16-18].

Совокупность архетипов была названа Юнгом коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное слагается из “обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений, изначальных образов бессознательного, совпадающих повсеместно и на протяжении всей истории повторяющимися мотивами”, - излагает идеи Юнга отечественный лингвист Е.Шелестюк.

В своих работах Юнг выделял такие архетипы: Великой матери, Вечного ребенка, Тень, Мудрый старик, Мудрая старуха и архетип Самости. Через архетип Самости в человеке от природы заложено стремление к духовному совершенству, к единству, целостности и самоактуализации. Архетип Самости отражает процесс личной эволюции, называемой Юнгом процессом индивидуации. Индивидуация - выделение индивидуального сознания из слоя коллективного бессознательного. Процесс индивидуации отражен в архетипах. Великая мать символизирует бессознательное, Дитя - пробуждение сознания, Тень - оставшуюся за порогом сознания бессознательную часть личности, Мудрый старик и Мудрая старуха - архетипы, символизирующие гармонию сознательного и бессознательного, высший духовный синтез [27, С.166].

Юнг выделил следующие свойства архетипов: бессознательность, универсальность, коллективность, глубина, автономность, нуминозность, генетическая обусловленность [17, С.334].

Итак, аналогично тому, как инстинкты животных есть приспособления к самым общим и постоянным условиям окружающей среды, коллективное бессознательное осуществляет приспособительные реакции “на самые общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической и физической природы”. В работе “Душа и земля” и в других работах Юнг пишет, что архетипы передаются по наследству вместе со структурой мозга. С одной стороны, архетипы формируют инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления [25, С.136].

В “Тэвистокских лекциях”, в частности, Юнг говорит о надындивидуальных проекциях, которые являются проявлением действия коллективного бессознательного. “Это отнюдь не пережитки прошлого, которые нужно просто перерасти; напротив, это компенсаторные функции, имеющие определенные цели и огромное значение. Они являются важным защитным механизмом в ситуациях, в которых человек склонен терять голову. Так, в ситуации паники, неважно, внутренней или внешне выраженной, происходит вторжение архетипов, что позволяет человеку реагировать инстинктивно-адаптивным путем, так, словно эта ситуация ему всегда была знакома: он реагирует так, как извечно реагирует весь род людской” [26, С.144].

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Основные теории изучения внимания
Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. ...

Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей
Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информа ...

Анализ результатов Теста Люшера
А А А + + х х = = - - Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7 ! А А А + + х х = - - - Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом ! = 4. С !!! В качестве испытуемой – девушка К., 22 года. Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в перв ...