Содержание понятий «личность» и «инстинкт»
Корень слова латинский – instinctus, что означает побуждаемый или вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина: 1
. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида. 2
. Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность (2) – предполагаемая основа наблюдаемого поведения (1). 3
. Сложный, скоординированный набор действий, универсально, или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающий при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. 4
. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе [3, С.313].
Из всего многообразия определений наиболее приемлемым, с моей точки зрения, является такое, которое определяет инстинкт как совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения.
Механизм инстинкта, согласно И. П. Павлову,- безусловнорефлекторный, поэтому понятие инстинкт и безусловный рефлекс он считал идентичным. Обычно инстинктом называют только сложные безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный, половой и др.), в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т.п.). Любой инстинкт состоит из цепи реакций, в которой конец одного звена служит началом другого. Имеются попытки классифицировать инстинкты по их биологическому и физиологическому значению. По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие инстинкты: 1
. пищевой, 2
. оборонительный, 3
. половой, 4
. родительский, 5
. групповые [18, С.114].
Инстинкты человека в значительной мере подчинены его сознательной деятельности, формирующейся в процессе воспитания. Однако воспитание, в свою очередь, помимо социально-исторических оснований, опирается на биологический фундамент в виде главнейших инстинктов, которые созревают в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни. Уже в утробном периоде отдельные структуры нервной системы зародыша созревают быстрее других, обеспечивая тем самым готовность новорожденного организма к выживанию в специфических для него условиях существования [1,с.78-79]. В различное время после рождения организма начинают созревать и другие инстинкты, на основе которых развиваются важные функции организма (половое влечение, чувство материнства и др.).
Также по теме:
Анализ результатов исследования
В нашем исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек и 20 мальчиков) учащихся краснодарской СОШ № 48 и ЦДОД «Малая академия», средний возраст которых 14,2 лет. Им был предложен описанный выше комплекс диагностических методик и 4 ...
Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности
В своей книге «Психология индивидуальных различий» Егорова М.С. делает анализ двух подходов к исследованию индивидуальности.
Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них – номотетический – ориентирован на вы ...
Изучение особенностей хронического соматического заболевания
Мы рассматриваем ситуацию ХСЗ как потенциально критическую, т.е. как ситуацию невозможности (Ф.Е.Василюк) реализации жизненных задач – удовлетворения потребностей, достижения целей, реализации отношений и пр., в которой с высокой степенью ...

Разделы