Содержание понятий «личность» и «инстинкт»
Корень слова латинский – instinctus, что означает побуждаемый или вынуждающий, при этом подразумевается, что такие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих, различающихся между собой значения этого термина: 1
. Неприобретенная реакция, характерная для членов данного биологического вида. 2
. Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, который является характерным для определенного вида. Эта предрасположенность (2) – предполагаемая основа наблюдаемого поведения (1). 3
. Сложный, скоординированный набор действий, универсально, или почти универсально, проявляющийся у данного вида, возникающий при определенных стимульных условиях, определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. 4
. Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, как предполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческих моделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическом психоанализе [3, С.313].
Из всего многообразия определений наиболее приемлемым, с моей точки зрения, является такое, которое определяет инстинкт как совокупность врожденных сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения.
Механизм инстинкта, согласно И. П. Павлову,- безусловнорефлекторный, поэтому понятие инстинкт и безусловный рефлекс он считал идентичным. Обычно инстинктом называют только сложные безусловные рефлексы (пищевой, оборонительный, половой и др.), в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т.п.). Любой инстинкт состоит из цепи реакций, в которой конец одного звена служит началом другого. Имеются попытки классифицировать инстинкты по их биологическому и физиологическому значению. По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие инстинкты: 1
. пищевой, 2
. оборонительный, 3
. половой, 4
. родительский, 5
. групповые [18, С.114].
Инстинкты человека в значительной мере подчинены его сознательной деятельности, формирующейся в процессе воспитания. Однако воспитание, в свою очередь, помимо социально-исторических оснований, опирается на биологический фундамент в виде главнейших инстинктов, которые созревают в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни. Уже в утробном периоде отдельные структуры нервной системы зародыша созревают быстрее других, обеспечивая тем самым готовность новорожденного организма к выживанию в специфических для него условиях существования [1,с.78-79]. В различное время после рождения организма начинают созревать и другие инстинкты, на основе которых развиваются важные функции организма (половое влечение, чувство материнства и др.).
Также по теме:
Атрибуты и значение психологических игр
Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто спрессовывается время, до краев наполняясь интеллектуальн ...
Изучение смысловой сферы у больных хроническим соматическим заболеванием
кардиологического профиля
В настоящее время проблема человека находящегося в ситуации соматического заболевания (как острого, так и хронического) рассматривается не только как медицинская, но и как проблема социальная и психологическая.
Болезнь необходимо рассмат ...
Основные теоретические подходы к изучению стресса
Пятьдесят лет назад мало кто знал слово «стресс». Использовали его разве что физики - для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающей его деформацию». У них и позаимствовал этот термин канадский психолог и физиолог Ганс ...

Разделы