Тенденции новой психологии
В настоящее время в связи с изменением "социального статуса психологии" и закономерным повышением интереса к ее исследовательским – теоретическим и практическим - продуктам возникает необходимость рефлексии тех научных (или квазинаучных) оснований, которые составляют базис современной психологической науки.
Целью данной работы является проведение сопоставительного анализа методологических тенденций современной психологии и образцов научного познания, сформулированных в классических работах по истории и теории науки.
Теоретико-методологическая основа работы: представление о научном методе как способе получения достоверных знаний (Ч. Пирс), положение о фальсифицируемости как критерии демаркации между наукой и другими формами социально-исторического опыта (К. Поппер), положение о концептуальных вариантах и единицах эффективной модификации в научном познании (Ст. Тулмин), положение развитии научных теории (Т. Кун и И. Лакатос).
Основные тенденции современной психологической науки, выявленные по результатам сопоставительного анализа:
1. Построение теоретических моделей, опровержение которых невозможно вследствие их внеэмпирического характера.
2. "Внепарадигмальный" и "внеядерный" характер научного познания – отсутствие преемственности при выдвижении научных гипотез.
3. Введение в плоскость научного познания споров о смысловом содержании теоретических конструктов.
4. Доминирование методов исследования, позволяющих устанавливать лишь корреляционные, а не причинно-следственные связи (которые и составляют основу любой научной теории).
5. Развитие научных исследований по линии изучения строения/ функций (свойств) эмпирического объекта (альтернативная линия – изучение связей между двумя эмпирическими объектами (теоретическими конструктами)).
Также по теме:
Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к нарушению ...
Характеристика жизненных перспектив в период взрослости
Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, рад ...
Коммуникативный подход
Исследователь психологических особенностей влияния А.Ю. Панасюк предложил разделять имидж на положительный и отрицательный. Причем отношение реципиента к объекту может сформироваться как осознанно, так и неосознанно. Оценка имиджа дается ...

Разделы