Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет

Статьи по психологии » Индивидуальные различия психологической готовности детей к обучению в школе » Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет

Страница 3

Интеллектуальная готовность

На основании вышеизложенных теоретических представлений включены в диагностический комплекс следующие тестовые процедуры:

1. «Нелепицы»: Цель:

установление эмоционального контакта с ребенком (Приложение 3).

2. Пространственно-арифметический диктант: Цель:диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект - диагностика сформированность навыков счета в пределах 10 (Приложение 4).

3. «Последовательные картинки»: Цель:диагностика умения устанавливать причинно-следственные отношение и диагностика развития монологической речи (Приложение 5).

4. «Геометрические фигуры»: Цель:

диагностика уровня развития наглядно - схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогический аспект - диагностика знания ребенком названий геометрических фигур (Приложение 6).

5. «Аналогии»: Цель:

диагностика сформированности основ понятийного мышления (Приложение 7).

6. «Логопедический»: Цель:

диагностика звукопроизношения и умения произвести звуко-буквенный анализ (Приложение 8).

7. «Запрещенные слова»: Цель:диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам (Приложение 9).

8. «Ключи»: Цель:

диагностика умения устанавливать и использовать закономерности (Приложение 10).

9. «Чтение»: Педагогический аспект - диагностика знания букв, умения читать (Приложение 11).

10. «Рисунок человека»: Цель:диагностика образного мышления и тонкой моторики (Приложение 12).

11. «Составление слов»: Цель:диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса (Приложение 13).

Если по сумме баллов (суммируется результат по анкетам и по субтестам) результат ребенка оказывается ниже нормы, то родители получают рекомендацию обратиться к психологу и/или к логопеду (ниже 18 — желательно, ниже 16 — обязательно).

При просмотре анкеты можно сразу выделить группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8 - о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 - о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов в какой - либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностике, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятий дома.

Результаты исследования уровня психологической готовности к обучению в школе.

Результаты, полученные в ходе исследования детей по экспресс диагностике готовности к школе, выглядят следующим образом: из 15 обследуемых детей 5 человек имеют высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, 6 человек – средний и 4 человека – низкий.

Отобразим полученные данные в сводной таблице:

Уровни психологической готовности к обучению в школе

Высокий

Средний

Низкий

5 детей

6 детей

4 ребенка

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Объективный и субъективный характер цели воспитания
Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разра­ботке реальной цели восп ...

Место инстинкта в структуре личности
Место инстинкта в структуре личности одним из первых определил Фрейд. Он ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Сфера ид полностью неосознаваемая, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях ...

Дауншифтинг – гармония труда
Когда император Диоклетиан (284–305 гг. н.э.) оставил трон и отправился в свое имение выращивать капусту, римские граждане испытали шок. Успешный банкир, Гоген бросил карьеру и привычный образ жизни, отправившись на Таити, чтобы посвятить ...