Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности

Статьи по психологии » Индивидуальность человека » Многообразие подходов к определению и изучению индивидуальности

Страница 8

Пестрота подходов к индивидуальности (аддитивный, комплексный, субъектно-деятельностный, интегральный, специально-целостный, структурно-функциональный, эволюционно-системный, факторный) говорит о том, что формой существования человеческой индивидуальности является полиморфность ее проявления.

В.В. Белоус, представитель Пятигорской психологической школы, под руководством которого проведено множество работ по изучению индивидуальности, предлагает всеобщую модель индивидуальности.

Данная модель базируется на многообразии (полиморфности) человеческой индивидуальности, в котором она частичкой, отдельной стороной или сущностью конкретизируется и проявляется. Будучи абстрактным образованием, всеобщая модель индивидуальности обладает всеми теми качествами, которыми характеризуется любая саморегулируемая и самоорганизующаяся система: относительной автономностью, т.е. независимостью от особенностей функционирования частных моделей индивидуальности; обобщенностью, что дает возможность отражать стержневые качества человеческой индивидуальности; способностью к прогнозированию еще неизвестных нам конструктов целостной индивидуальности; универсальностью, что выражается в противодействии среде за счет включения механизмов компенсации; динамичностью, гибкостью и функциональной инвариантностью системы в целом и т.д.

Все это вместе взятое придает любой разновидности всеобщей индивидуальности равнозначность и одинаковую необходимость в решении определенных задач научного порядка.

В реальной жизни всеобщей модели индивидуальности соответствует небольшая группа людей, обладающих надындивидуальными, или общевидовыми качествами. Их психологический портрет подразумевает интеграцию таких важнейших образований, как открытость и независимость от взглядов и убеждений отдельных людей; способность к выдвижению, разработке и осуществлению магистральных идей; умение выражать интересы разнотипных индивидуальностей; общепризнанный авторитет и духовное лидерство; масштабность интеллекта, его глобальность и ответственность; опыт и разумность его использования и т.д.[5].

Еще раз подчеркну, что по В.В. Белоусу модель всеобщей индивидуальности представляет собой абстрактное (идеальное) понятие, включающее то типичное, что свойственно многообразным индивидуальностям. И только некоторые (пока единицы) могут достигнуть полного слияния с образцом (сущностью) всеобщей индивидуальности. Остальные индивидуальности соответствуют ей частичкой, отдельной стороной или каким-либо элементом. В.В. Белоус полагает, что большая часть людей XXI в. будет находиться в согласии с предложенной им психологией всеобщей индивидуальности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Также по теме:

Физическое и психическое
В исследовании диалектики духовного и телесного начал можно проследить два подхода: 1) раскрытие влияния духовности на биологическую природу человека; 2) изучение воздействия биологии человека на его общественную, материальную и духовную ...

Ролевые теории
В настоящее время в социальной науке имеются два типа ролевых теорий: структуралистской и интеракционисткой. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории за ...

Задачи, методики и результаты эксперимента
Согласно цели исследования проведено обследование студентов второго курса Воркутинского филиала СПбГТУ очного и заочного отделения, обучающиеся по специальности «Автоматизация горного производства» до сессии и после окончания экзаменов. В ...