Онтогенетические аспекты формирования адаптивности к состоянию беременности.

Статьи по психологии » Индивидуально-психологическиеособенности адаптивности женщин к состоянию беременности » Онтогенетические аспекты формирования адаптивности к состоянию беременности.

Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения.

C. Trevarthen считает, что компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после пути развития, который она проделывает в детстве и подростковом возрасте (цит. по [82], с. 28). Разными авторами выделяются этапы развития материнства (как варианта родительства) от планирования до реализации в первом и втором поколениях, этапы беременности, связь беременности с развитием личности, беременность как стадия развития материнства. В течение онтогенеза некоторые виды опыта: взаимоотношения с собственной матерью, контакты с младенцами и возникновении и интереса к ним в детстве, интерпретация материнства в связи с супружеством и половой сферой, а также конкретный опыт взаимодействия с детьми, имеющими определенные особенности (травмы, физические недостатки, слабоумие)влияют на содержание отношения матери к ребенку, к своей материнской роли и на интерпретацию своих переживаний по поводу материнства (И. А. Захаров, С. Ю. Мещерякова, Г. В. Скобло и Л. Л. Баз, Г. Г. Филиппова, W. Miller).

Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется естественная психологическая адаптация женщины к материнской роли. Одним из важнейших считается период беременности, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку.

В. И. Брутман [17] выделяет ряд основных этапов беременности. Первый этап – фаза преднастройки (до беременности – формирование матрицы родительского поведения в онтогенезе); второй этап – фаза первичного телесного опыте (интрацептивный опыт во время шевеления и в период после родов). В отмеченных исследованиях есть обращение к онтогенетическим факторам развития материнской сферы женщины, но нет анализа содержания и механизмов этого развития.

В классическом труде Т. Парсона «Социальная система» (цит. по [15]) разработано представление о болезни, как специфическом типе социальной девиации, изменяющей отношения с окружающими. Автор рассматривает заболевание или отклонение от привычной нормы как динамичный процесс, характеризующийся развитием и сменой качественно различных этапов, выработкой оптимальных типов поведения на основе принимаемых решений.

Говоря о психофизиологических основах поведенческих моделей, принято ссылаться на классические труды И. П. Павлова и У. Кэннона (Cannon). По Кэннону человек находится в готовности переживания, которая позволяет ему опознавать определенные события как экстремальные. Эта готовность к переживанию превращается в готовность к физическим действиям. При этом для появления сопутствующих телесных реакций не имеет значения, идет ли речь о ложном истолковании. С точки зрения нейрофизиологов каждая экстремальная ситуация ведет к активации гипоталамуса, который запускает защитные механизмы на двигательном, висцеральном и нейрогормональном уровнях.

В связи с результатами У. Кэннона, Г. Селье описал патогенез стресса, расширивший данные Кэннона понятием адаптационного синдрома.

Ф. Александер [3, с. 63] предложил обширную и связную теорию объяснения психосоматических связей. Под психосоматическим подходом он понимал «одновременное и скоординированное использование соматических и психологических методов и представлений».

Нарушения в протекании беременности, успешность родов и послеродового периода в связи с левополушарным доминированием, психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины исследуются в работах А. С. Батуева (1992), И. В. Добрякова (1989). Uexkuell (1963) говорит в соответствии с концепцией Кэннона о реакциях в экстремальных ситуациях, о «болезнях готовности». В состоянии готовности происходит переход эмоций, вызванный ситуацией, воспринимаемой как опасное событие, в телесную готовность. В этой реакции тело полагается не на рассудок, а на эмоции и аффекты.

Адаптивная роль динамики эмоциональных состояний в беременности и послеродовом периоде, динамика тревожности и ее связь с функциональными нарушениями и активацией органных функций рассматривается авторами P. Shereshefsky и L. Yarrow [131].

Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретации своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей, смысла беременности, социальной и семейной ситуации. Такой вывод делают в своих исследованиях авторы: К. Остин и Р. Шорт (1987). К. Флейк-Хобсон с соавт. (1981).

Для целого ряда заболеваний до сих пор не выявлена точная, научно обоснованная причина, поэтому предположительно их называют «эндогенными», «идиопатическими», в лучшем случае – просто «криптогенными», т. е. заболеваниями с неизвестной причиной. Достаточно часто это звучит так – «этиология неизвестна». Предполагается существенное участие психики в проявлении таких болезней, в основе которых лежат так называемые вегетативные расстройства типа функциональных нарушений сердечного ритма, функциональных расстройств кровообращения и симптомокомплекса «вегетативной дистонии». Очень высока частотность проявления подобных нарушений в процессе беременности, однако исследований, посвященных механизмам «запуска» подобных заболеваний практически нет.

Также по теме:

Сущность лидерства
Обсудим некоторые личные качества, которые требуются от менеджеров, чтобы овладеть искусством руководства людьми, поговорим о сущности лидерства. Умение руководить – это то личное качество, которое требуется менеджерам. Ранее мы обсуждали ...

«Быстрый» имидж
Как мы уже выяснили, в современной российской политике пока востребован мгновенный результат, так как клиенты не всегда готовы ждать годами, пока сложится необходимая основа позитивного имиджа – репутация. Есть много разных технологий уск ...

Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы интеллектуально недостаточных детей
Как и всякие другие дети, интеллектуально недостаточные дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно, что его нет необходимости доказывать. Психика развивается даже при самых глубоких степенях инте ...