Подход к интеллекту

Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк [10]. Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный.

Первый из них представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан с деятельностью коры больших полушарий. Психиметрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интелекта, так и от социокультурных факторов.

Социальный интелект представляет собой интелектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса.

Концепция Айзенка в значительной мере опирается на труды предшественников. Представления о существовании физиологических факторов, определяющих индивидуальные различия в умственной деятельности людей, имеют достаточно длительную историю изучения.

Кроме временных характеристик, для сопоставления с показателями IQ привлекаются и многие другие параметры: различные варианты амплитудных оценок, вариативность, ассиметрия.

Иследование мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологоческими особенностями мозга, в первую очередь размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры. Аналих мозга показал, что именнов тех областях, где следовало ожидать максимальных изменений рецептивный слой коры был в два раза толще обычного. Исходно предполагалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие функций доминантного левого полушария, однако в настоящее время все большее значение в этом плане придается функциям субдоминантного правого полушария. Чем больше праворукий человек использует возможности своего субдоминантного правого полушария, тем больше он способен одновременно обдумывать разные вопросы; привлекать больше ресурсов для решения интересующей проблемы; одновременно сравнивать и противопоставлять свойства обьектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий.

Также по теме:

Индивидуальные особенности мнестической деятельности
Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемы ...

Возрастной подход к изучению взрослого человека
В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и ю ...

Порядок рождения
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут пример ...