Эмоциональные и волевые процессы выполняют многообразные регулятивные функции психики в ее управлении психофизиологическим состоянием индивида, протеканием познавательных процессов и реализации программ целеобразования и самой деятельности и общения.
Эмоции и воля отличаются по критерию намеренности. Если эмоции и чувства, как правило, бывают ненамеренными, то волевая регуляция связана с намерением, сознательно принятым человеком по необходимости и выполняемым по своему решению.
Оба эти процесса зависят от отношений человека к предметам и явлениям окружающей действительности, к самому себе и характера его взаимодействия или общения с другими. Без интеграции эмоционально-волевых процессов была бы невозможна реализация поведенческих программ субъекта.
Исследование регулятивных процессов остается одной из наименее решенных проблем. До сих пор идут споры о предмете исследования. Существуют разные точки зрения по поводу того, что следует отнести, например, к волевой регуляции. Еще больше споров происходит вокруг вопроса о соотношении мотивационно-потребностной сферы и интеллекта.
Заранее оговоримся: приведенный здесь обзор исследований саморегуляции и воли, а также роли интеллекта в их организации ни в коей мере не претендует на полноту и всеохватность. Наша цель состояла в том, чтобы показать характер связи между этими процессами на разных уровнях.
Теоретическое решение проблемы обычно начинается с поиска «общего знаменателя», т.е. общего основания для формулировки определения. Но часто, для того чтобы ответить на вопрос, нужно не свести понятия, а развести их. При анализе проблемы иногда оказывается, что там, где предполагалось одно понятие, на самом деле должно быть два или три.
Проблема саморегуляции, на наш взгляд, относится именно к таким, и большинство споров вокруг нее являются терминологическими. Например, проблема воли. Наиболее известны две позиции в этом вопросе. Первая позиция изложена еще в учебнике общей психологии под ред. А.В.Петровского, который считает, что воля есть процесс преодоления препятствия для достижения необходимой цели. И вообще, когда используется термин «воля», имплицитно или легально присутствует понимание волевой регуляции как напряжения сил для борьбы с самим собой. А между тем, когда речь идет о препятствии, необходимо определить, в чем оно заключается.
Анализ литературы показывает, что если говорят о волевом решении, то предполагают, что препятствием в первую очередь является альтернативная потребность. Совершая волевой акт, человек прежде всего осуществляет выбор между двумя или несколькими потребностями, одни из которых имеют наибольшее стратегическое значение, а другие – тактическое. Тема борьбы появляется из-за трудности предпочтения, когда для человека все потребности примерно одинаково привлекательны.
О саморегуляции современные определения говорят как об информационном процессе, благодаря которому происходит управление собственной деятельностью, при этом большинство авторов подчеркивают сознательность процесса управления. Для описания закономерностей протекания регулятивных процессов в рамках субъектного подхода О.А.Конопкин предлагает термин «осознанная саморегуляция» и определяет его как «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей», при этом общие закономерности строения процессов саморегуляции рассматриваются им как регуляторно-управленческие информационные процессы.
Также по теме:
Алкоголизм и наследственность
Алкоголизм является одним из наиболее социально значимых заболеваний. Распространенность его чрезвычайно велика. Чрезмерное пристрастие к алкоголю (алкогольная зависимость) наблюдается у 3-4% лиц в популяции. Мужской алкоголизм встречаетс ...
Проблема готовности к школьному обучению
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. В современной литературе пока не существует единого и четкого определения понятий "г ...
Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих
церебральным параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели.
Мастюкова Е.М. дает следующее определение де ...
Разделы