Методики диагностики творческих способностей

Статьи по психологии » Изучение творческих проявлений подростков » Методики диагностики творческих способностей

Страница 2

Я остановилась на первой части – тесте дивергентного мышления. На базе МОУ СОШ №8 г. Богородицка в 4 «А» классе совместно с классным руководителем Фетисовой Ларисой Эдуардовной был проведен данный тест. Обследование детей мной проводилось строго по инструкции и в соответствии с рекомендациями автора методики (приложение 1). После того, как подростки выполнили задание в тестовых тетрадях (приложение 2), я перешла к обработке и анализу полученных данных.

При анализе работ учащихся я обратилась к модели Вильямса – модели творческого поведения ребенка:

1. беглость мышления – генерирование большого количества идей, беглость мысли;

2. гибкость мышления – разнообразие типов идей, способность перемещаться с одной категории на другую, направлять мысль по обходным путям;

3. оригинальность мышления – необычные ответы, нестандартные идеи, отступление от очевидного или общепринятого;

4. разработанность мышления – приукрашивание простой идеи или ответа, расширение или добавление чего-то к основной идее.

По результатам проделанной работы мною была составлена справка – анализ о результатах обследования развития творческого мышления учащихся 4 класса. Из справки-анализа можно увидеть, что в целом уровень развития креативности хороший.

Но развитие дивергентного мышления у подростков происходит не само по себе. Подобный тип мышления может сформироваться только при целенаправленном и систематическом развитии. Поэтому учителя школы работают в тесном контакте с психологом. Педагоги узнают об уровне развития дивергентного мышления у детей и используют эти знания в продуктивном направлении на своих уроках, так как это одно из основных требований целостного развития ребенка, пришедшего в школу.

Хочется привести в данной работе еще две методики диагностики творческих способностей.

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 – 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2–3 мин.

Страницы: 1 2 3

Также по теме: