Физиологический механизм образования стресса и признаки стресса

Изучение стрессоустойчивости личности в условиях промышленного предприятия » Физиологический механизм образования стресса и признаки стресса

Страница 1

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Л.Д. Столяренко[12] выделяет три физиологических механизма подобного стресса:

Во-первых, в коре головного мозга сформировался, как указывает академик А.Ухтомский, господствующий очаг возбуждения – «оборонительная доминанта», которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, «разрядить» эту доминанту, или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр интересного, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция - возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, где расположены регулирующие центры вегетативной и эндокринной систем. Гипоталамус заставляет близлежащую особую железу-гипофиз выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормон стресса).

Итак, «центральный регулятор»-гипоталамус, получив сигнал тревоги, мобилизует все силы для сопротивления. Активизируется обмен веществ, мобилизируется резервный жир и сахар. В ускоренный ток крови выбрасывается «армия» эритроцитов, которые благодаря наличию в них гемоглобина способствуют быстрому насыщению тканей кислородом. Прекращается пищеварение, и высвободившаяся из желудочно-кишечного тракта кровь направляется в интенсивно работающие мышцы и мозг для отражения угрозы. Сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В такой момент организм готов для большой мышечной нагрузки. Но современный человек вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций, не было бы возвращения в мыслях к случившемуся), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.[13]

Но когда стрессовые атаки часты и сильны, энергетических ресурсов в организме может не хватить, адаптационные механизмы выйдут из строя. Из-за истощения, из-за недостатка и нарушения баланса гормонов все труднее будет стимулировать угасающие функции организма, и человек, в конце концов, погибает. Это бывает, когда отключаются могучие силы саморегуляции, когда очередная отрицательная эмоция наслаивается на предыдущую, т.е. на «хвост» всей своей страшной стрессовой тяжестью.

Это физиология стресса, это то, что происходит внутри нашего организма. А что же происходит с человеком внешне, когда он сталкивается со стресс- фактором?

Учащенное дыхание, напряжение мышц, покраснение лица из-за повышения кровяного давления-все это обусловлено физиологией стресса, а вот все другие проявления строго индивидуальны. И зависят они, я думаю, от состояния нервной системы: сильная или слабая; от преобладания процессов торможения или возбуждения в коре головного мозга; от умения человека владеть собой, своими эмоциями; от воспитания; и даже от семейных, национальных традиций. К примеру, от человека с преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозга, не умеющего владеть своими чувствами, да к тому же кавказкой национальности, можно ожидать следующего поведения: он возбужден, почти взбешен, мечется по комнате, не может найти себе места, возмущается и - как итог накопления отрицательных эмоций – разрядка: крик, драка, кинжал.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов
В старших классах средней школы одной из важных и трудных задач обучения иностранному языку является поддержание активного владения учащимися иноязычными речевыми умениями, приобретенными в восьмилетней школе, в том числе диалогической ре ...

Результаты констатирующего эксперимента
Исследуемые были разделены на 2 группы: первую группу составили 20 подростков из полных семей, вторую группу - 20 подростков из неполных семей. По опроснику FPI мы получили данные, которые отобразили в таблице 1 и на рисунке 1 (стр. 57). ...

Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление). Ощущение – психофизический процесс непосредственно чувственно ...