Техника проведения психотерапии
Предварительные условия
Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между пациентом и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с пациентом о его радостях и заботах. В то же время внимание не должно отвлекаться на посторонние предметы. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в тихой комфортной комнате. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это
может вызвать у пациента тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода
пациента, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство.
Обстановка должна казаться вполне нормальной. Предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы сидящий мог удобно облокотить голову. Психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.
Следующим важным условием проведения сеанса символдрамы является понятное и приемлемое для пациента обоснование. Например, если символдрама проводится с ребенком, то можно спросить, знает ли он интересную "игру полета фантазии с закрытыми глазами". Обычно ребенок отвечает: "Нет". Таким образом, у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли он пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.
Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо, прежде всего, обсудить актуальное состояние пациента, его самочувствие и реальную ситуацию.
Затем можно перейти к представлениям образов. По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что – продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным, и что произвело на него наибольшее впечатление.
Также по теме:
Психологически развивающая работа на этапе первичной адаптации.
Цель развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
- Разв ...
Методики диагностики творческих способностей
Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы ...
Основные теоретические подходы к изучению локуса контроля
Понятие «локус контроля» было введено в 1960-х гг. Джулианом Бернардом Роттером, американским психологом, в рамках теории социального научения.
Являясь центральным конструктом этой теории, локус контроля представляет собой обобщенное ожид ...

Разделы