Техника проведения психотерапии

Предварительные условия

Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между пациентом и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с пациентом о его радостях и заботах. В то же время внимание не должно отвлекаться на посторонние предметы. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в тихой комфортной комнате. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это

может вызвать у пациента тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода

пациента, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство.

Обстановка должна казаться вполне нормальной. Предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы сидящий мог удобно облокотить голову. Психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Следующим важным условием проведения сеанса символдрамы является понятное и приемлемое для пациента обоснование. Например, если символдрама проводится с ребенком, то можно спросить, знает ли он интересную "игру полета фантазии с закрытыми глазами". Обычно ребенок отвечает: "Нет". Таким образом, у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли он пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы, длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо, прежде всего, обсудить актуальное состояние пациента, его самочувствие и реальную ситуацию.

Затем можно перейти к представлениям образов. По окончании процедуры представления образов происходит последующее обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что – продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным, и что произвело на него наибольшее впечатление.

Также по теме:

Особенности развития профессионального самоопределения и временной перспективы у подростков, оставшихся без попечения родителей
Обращенность в будущее – одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста (Л.И.Божович). [3 ] Его изучение проливает свет, с одной стороны, на более широкую проблему становления временной перспективы личности как с ...

Ибн Рушд - основоположник аверроизма
Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд ...

Основные теории изучение воображения
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельно ...