Физиологический и психологический аспекты эмоционального стресса и его влияние на личность

Изучение стрессоустойчивости личности в условиях промышленного предприятия » Физиологический и психологический аспекты эмоционального стресса и его влияние на личность

Страница 2

Неприятности нередко бывают долгими. Они создают, по выражению канадского физиолога Г. Селье,[11] "стресс жизни". Как говорится, "пришла беда - открывай ворота". Тягостные события наслаиваются одно на другое, и бывает трудно понять, какая невзгода больше действует на человека, от чего в первую очередь надо его спасать. Длительный стресс из-за нескончаемой череды неприятностей, даже если они приходят "малыми порциями", значительно хуже для человека, чем однократное, пусть даже сильное, но быстро проходящее переживание. При таком стрессе, рождающем чувство безысходности и беспомощности, возникают многочисленные "болезни стресса". Многие западные авторы называют их "болезнями цивилизации". Но это название неточно. Не всякие цивилизации несут с собой "болезни стресса". Древние цивилизации Индии, Китая, американских индейцев и коренных жителей Африки имели высокую культуру и сложные социальные отношения. Но для этих цивилизаций "болезни стресса" не были характерны. Только во второй половине нашего столетия эти болезни стали распространяться в странах с развитой индустриальной цивилизацией. Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса". Какие это болезни? Наиболее часты инсульт, инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны. Стало известно, что раком чаще заболевают люди, страдающие от неисправимой беды: краха жизни, гибели супруга, банкротства. Стресс бывает важной причиной психических болезней.

Изменение человеческих взаимоотношений исследовались в различных экстремальных условиях. При длительном стрессе изменения в общении людей друг с другом могут и резко ухудшаться, и, напротив, стать лучше. Можно выделить три вида дезорганизующих особенностей общения так сказать, "трехглавую гидру раздоров". У человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Даже в мелочах. Например, кто-либо обращается к нему с вопросом. При стрессе он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и без него в душе человека, пораженного стрессом, загорается обида. Вокруг ему чудятся несправедливости, среди соседей и сослуживцев многие видятся недостойными людьми или просто дураками, подчас без всяких оснований. Приказы часто воспринимаются как неверные, начальники - как пройдохи или глупцы. Это первая неблагоприятная особенность общения при стрессе.

Вторая проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на кого угодно, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе. Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе членов семьи и коллег. Иной человек месяцы, годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто постоянные его спутники. Но если уменьшится давление стресса и жизнь улыбнется человеку, его связь с людьми окрепнет.

Но при стрессе возможны не только неблагополучные, разрушающие общение омрачающие жизнь изменения личности. Нередко в экстремальных ситуациях "трехглавую гидру раздоров" затмевают возвышающие личность проявления. Первая благоприятная особенность стрессового поведения — желание поддерживать лидера, доверять ему, следовать за ним в трудной ситуации. Не только за народным трибуном, вождем. При стрессе может возрастать доброжелательность к каждому инициативному человеку. Наверно, именно такие положительные психологические явления побуждают нас поддерживать человека в беде, толкают на самопожертвование. "Заслонить грудью командира!" подобные решения приходят в состоянии эмоционального максимального напряжения. Они, как правило, не оставляют места для сомнений и кажутся потом непроизвольными. Нередко люди скромные, ничем в спокойной обстановке не выделявшиеся, в экстремальной ситуации становятся лидерами. Привлекая людей своей решимостью к действию, проснувшейся властностью, они берут на себя ответственность за них, вселяют в них надежду на успешный выход из критической, опасной ситуации. Это второе благоприятное проявление особенностей личности при стрессе. Третья такая особенность усиление чувства взаимной симпатии, дружественности, "чувство локтя", уверенности, что сосед поддержит, не подведет в трудную минуту. Такие переживания рождаются, прежде всего, в экстремальных, опасных условиях. Пережившие эти ощущения братского единения и душевного подъема на всю жизнь сохраняют родственное отношение друг к другу. Обращаясь к экологической психологии, надо иметь в виду, что для каждого человека, где бы он ни находился и какое бы "пространство" ни выходило на первый план, самое главное, как к нему относятся и влияют на него люди из этого пространства (члены семьи, соседи, сослуживцы, сограждане). Эти влияния суммируются, образуя "социальное пространство". Каждый на личном опыте знает, как сложны, многогранны, а иногда и тяжелы такие влияния.

Страницы: 1 2 

Также по теме:

Творческое "Я"
Ранее мы отмечали, что фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. При одност ...

Основные направления исследования психологии предпринимательской деятельности в России
В последние годы ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом разв ...

Понятие готовности ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника с ...