Исследование
Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня самоотношения, с помощью теста-опросника Столина, в одиннадцатых классах. В результате проведенной работы выявлена "Группа риска" состоящая из лиц юношеского возраста, у которых после двукратного обследования было выявлено изменения в аутосимпатии, в сторону враждебности и изменения по шкале "самоинтереса". В группу попало 8 учеников из них 5 девочек и 3 мальчиков, в возрасте от 16 до 17 лет.
На основе всего этого мы перешли к собственному исследованию, в котором основной целью ставилось изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.
После ознакомительной беседы с испытуемыми и установления положительно-эмоционального доверительного контакта им было предложено пройти "психологическую игру", в которой необходимым условием было представить себя через 10 лет – "Мотив представить себя на 10 лет старше". Все занятия происходили индивидуально.
Данный мотив
дает представление о внутренних установках и ожиданиях подростка относительно своего будущего. В связи с этим этому мотиву отводится также и важная роль в воспитательном аспекте психотерапии.
Цель мотива
: заключается в диагностике и коррекции негативного эмоционального самоотношения. Состоит в осознании реального эмоционального самоотношения и осознании защитных механизмов, позволяющих не переживать негативную самооценку. Интеграция негативных переживаний и представлений о самом себе.
Ход занятия:
каждому участнику предлагается представить себя через 10 лет. Как он себя видит, и чем занимается. Кто его окружает через 10 лет, те же знакомые или появятся новые. Как его видят родные, товарищи, враги, незнакомые люди.
Возможны следующие вопросы ведущего:
· Какая проблема актуальна для этого человека?
· Что вы видите?
· Какое чувство возникает, когда вы смотрите на себя?
· Что нравится (не нравится) в себе?
· Какое чувство в собственном самоотношении преобладает?
В ходе работы после 3 сеансов наметилась положительная динамика в эмоциональном состоянии, в коммуникативной сфере, которая начала закрепляться после 5 сеанса – общее количество сеансов составило 5, по 45 минут каждый. Нужно заметить, что всем испытуемым понравились внеклассные занятия, хотя поначалу было проявлено некое сопротивление.
После проведения занятий по кататимно-имагинативной терапии было проведено тестирование с помощью "теста-опросника самоотношения Столина" (см. приложение №1), для оценки изменения самоотношения у испытуемых. В ходе тестирования были получены следующие данные, которые представлены в таблице (сырые баллы были переведены по таблицы теста приложение №1):
|
Испытуемые № n/n |
№1 (муж., 16 лет) |
№2 (жен., 16 лет) |
№3 (жен., 16 лет) |
№4 (жен., 17 лет) |
№5 (муж., 16 лет) |
№6 (жен., 16 лет) |
№7 (муж., 17 лет) |
№8 (жен., 16 лет) |
|
шкала S |
96.00 |
90.67 |
96.67 |
98.67 |
96.00 |
88.00 |
90.67 |
93.33 |
|
Фактор I |
86.67 |
80.00 |
91.33 |
71.33 |
86.67 |
91.33 |
91.33 |
80.00 |
|
Фактор II |
77.33 |
69.67 |
86.00 |
77.33 |
96.67 |
90.67 |
77.33 |
69.67 |
|
Фактор III |
100.00 |
53.00 |
72.33 |
39.67 |
100.00 |
39.67 |
91.33 |
53.00 |
|
Фактор IV |
92.33 |
71.33 |
92.33 |
49.67 |
92.33 |
71.33 |
49.67 |
100.00 |
|
Фактор 1 |
81.33 |
65.67 |
81.33 |
65.67 |
100.00 |
81.33 |
65.67 |
92.33 |
|
Фактор 2 |
100.00 |
32.00 |
51.33 |
100.00 |
80.00 |
51.33 |
100.00 |
80.00 |
|
Фактор 3 |
100.00 |
89.67 |
89.67 |
100.00 |
100.00 |
70.67 |
100.00 |
89.67 |
|
Фактор 4 |
79.67 |
60.33 |
79.67 |
60.33 |
92.00 |
60.33 |
60.33 |
92.00 |
|
Фактор 5 |
60.67 |
43.33 |
96.67 |
43.33 |
81.67 |
81.67 |
60.67 |
96.67 |
|
Фактор 6 |
80.00 |
54.67 |
80.00 |
34.33 |
34.33 |
80.00 |
54.67 |
80.00 |
|
Фактор 7 |
83.67 |
43.33 |
83.67 |
43.33 |
68.67 |
83.67 |
68.67 |
83.67 |
Также по теме:
Сущность и понятие билингвизма
Слово «билингвизм» происходит от частички bi, что значит по-латыни «двойной», «двоякий», и слова lingua – «язык». Билингвизм определяется как способность владеть двумя или более языками [12]. Билингвист – человек, который может общаться к ...
Анализ результатов исследования притязания и
характеристик самоактуализации подростков
Первой задачей исследования является определение уровня притязаний.
Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень ...
Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология ...

Разделы