Изучение смысловой сферы у больных хроническим соматическим заболеванием кардиологического профиля

Статьи по психологии » Изучение психологии тяжелобольных » Изучение смысловой сферы у больных хроническим соматическим заболеванием кардиологического профиля

Страница 1

В настоящее время проблема человека находящегося в ситуации соматического заболевания (как острого, так и хронического) рассматривается не только как медицинская, но и как проблема социальная и психологическая.

Болезнь необходимо рассматривать как фактор возникновения кризиса идентичности, в который попадает больной человек в виду радикального изменения «социальной ситуации развития» (Л.С.Выготский). Одним из основных проявлении данного кризиса является изменение смысловой сферы

В нашем исследовании мы постарались проследить особенности смысловой сферы у лиц, страдающих кардиологической патологией. Данный профиль заболеваний нами выбран по двум основным причинам. Во-первых, по определению многих исследователей (Бройтигам, Рид, Сидоров, Менделеевич, Александер, Николаева, Соколова, Тхостов и др.), основная часть кардиологических заболеваний носит характер психосоматических, т.е. в формировании, течении и исходе которых важная роль принадлежит психологическому фактору. Во-вторых, несмотря на то, что изучение психологического компонента указанного профиля заболеваний началось давно, сведений относительно изменений смысловой сферы в процессе болезни крайне мало.

Смысловая сфера личности представляет собой особым образом организованную совокупность смысловых структур и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах (Д.А.Леонтьев). Смысловая сфера носит индивидуальный характер, обусловленный системой деятельностей. Переживание хронического заболевания провоцирует изменение системы деятельностей, и, как следствие, смысловой сферы в виде изменения временной перспективы, нарушения способности к самоконтролю и управлению жизнью.

Особенности переживания своего тела больными шизофренией

Большинство из немногочисленных исследований телесности, как психологического феномена, при шизофрении было посвящено рассмотрению симптомов расстройств восприятия и переживания тела, а также их поведенческих проявлений. Так были описаны грубые искажения образа тела, переживания транссексуальности и тяга больных шизофренией к совершению радикальных перемен во внешности, могущая принимать формы от внезапных и причудливых изменений причесок до обращений в клиники пластической хирургии. В то же время вопрос о непосредственном переживании своего тела и себя, как телесного субъекта, при шизофрении остается открытым.

Таким образом, целью проведенного исследования стало выявление особенностей переживания собственного тела больными шизофренией.

В своем исследовании мы опираемся на основные принципы отечественной психологии телесности. Во-первых, телесность человека понимается нами, как культурно обусловленный феномен, нетождественный пониманию тела, исключительно как организма, и проходящий в своем развитии период социализации и освоения. Во-вторых, телесность рассматривается нами в контексте взаимоотношений субъекта с миром, в контексте его деятельности.

Экспериментальную группу составили 23 больных шизофренией преимущественно параноидной формы, непрерывного и приступообразного типа течения, без существенных нарушений. Контрольную группу составили 27 человек.

Учитывая тот факт, что феномены телесности являются глубоко укорененными и не всегда в полной мере поддающимися самоотчету, для проведения исследования нами были выбраны проективные и психосемантические методики. В рамках исследования использовались следующие методики: методика «Рисунок себя», методика «Словесного автопортрета», тест «Классификация ощущений», методика «Рисунок внутреннего тела». Проводился как количественный, так и качественный анализ полученных данных.

Страницы: 1 2

Также по теме:

Развивающие игры по вниманию
Игры, приведенные в этом разделе, направлены на развитие внимания у детей. Также надо учитывать возраст ребенка: детям 3-4 лет – обычно могут заниматься 14 – 20 минут, дошкольники 5-6 лет – могут заниматься около получаса, школьники – 45. ...

Творческое наследие Ибн Рушда
Свидетельством исключительной трудоспособности и разносторонности научных интересов Ибн Рушда служит и оставленное им творческое наследие Оно включает в себя сочинения по философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии ...

Психологическая структура готовности поступления в ВУЗ
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Динамическая структура состо ...