Заключение

В последнее десятилетие развития психологической науки проблемы коллектива, казалось бы, потеряли актуальность. Почти прекратились исследования коллектива и процессов, происходящих в нем. Но не так давно, когда стало ясно, что без коллективной идеи, особенно в школе, не обойтись. Хотим мы этого или нет, но коллектив имеет большой воспитательный потенциал. Именно через классный коллектив детьми присваиваются общественные ценности. И чем более детский коллектив будет ориентирован на общественно полезную деятельность, на общечеловеческие ценности, тем более зрелых граждан он будет воспитывать. Такая оценка роли коллектива вновь сделала его изучение актуальным.

В нашем исследовании мы рассмотрели с теоретических позиций структуру, закономерности функционирования и развития коллектива. Уделили серьезное внимание развитию отношений и предпочтений в классе. Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что структурирование коллектива возможно двумя путями: во-первых на основе эмоциональных предпочтений, а, во-вторых, через установление референтных отношений. Предпочтения выражают избирательность выбора, референтные отношения основаны на «значимости, связывающей субъекта с другим человеком или группой лиц» и являются показателем ценностных ориентаций личности. Иными словами, кто привлекателен для подростка, тот и влияет на формирование у него ценностных ориентаций. Практика показывает, что в классе всегда одни дети являются референтными для других. Таким образом, одноклассники влияют на развитие друг друга.

Если для выявления структуры класса достаточно социометрического исследования, то анализ ценностей, разделяемых в данном классе, возможен только с использованием модифицированных методов социометрии, учитывающих мотивацию выборов или референтометрии. Референтометрия позволяет выстроить для каждого члена классного коллектива ядро его референтных предпочтений и сделать выводы о референтных отношениях, в которых находится испытуемый с одноклассниками. В рамках осмысления референтных отношений можно рассматривать проблемы совместной деятельности в классном коллективе и особенности межличностных взаимосвязей.

В коллективе складывается особенное отношение к совместной деятельности и глубокие межличностные отношения. Все это проявляется в психологическом климате коллектива. При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей.

В результате референтометрического исследования, проведенного нами в 7 классе МОУ СОШ № 14, мы выявили референтных лиц для каждого из членов классного коллектива. Для проведения референтометрии мы использовали референтометрическую процедуру, которая, с одной сторо­ны, дает возможность испытуемому ознакомиться с мнением любого члена группы по поводу заранее отобранных и, несомнен­но, значимых объектов, а с другой - строго ограничить количество таких избираемых лиц. Это вынуждает испытуемого проявлять высокую степень избирательности к мнению и оценке привлекающих его лиц. В итоге мы вывили не только референтных лиц для каждого испытуемого, но и референтных лиц для всего класса. Это те подростки, которые являются авторитетом для большинства одноклассников. А также обнаружили тех ребят, референтные отношения которых лежат за пределами класса.

Исследование дало возможность определить, что высокая оценка личности одноклассника – это еще не признак референтности. Личность с замечательными качествами может существовать как бы отдельно от коллектива.

Общие рекомендации, которые мы разработали в помощь классному руководителю, включали в себя пожелания строить воспитательную работу с этим классным коллективом на основе влияния на референтных одноклассников, так как они очень авторитетны и к ним подростки непременно прислушаются. Именно их понимание и их слово может, как организовать, так и разрушить классный коллектив.

Также по теме:

Анализ уровня развития межличностных отношений у старших подростков.
На основе теоретического анализа данной проблемы мы провели опытно-эксперементальную работу, которая включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Целью констатирующего этапа эксперимента было определение определен ...

Различные элементы цивилизации как внешнее проявление души народа
Элементы, из которых образуется цивилизация, составляют внешние проявления души создавших их народов. -- Важность этих различных элементов разнообразится от одного народа к другому. -- Искусство, литература, учреждения и т.д. играют у раз ...

Творческое мышление и его механизм
Мышление - это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической ...