Особенности становления психосексуальной идентичности у подростков, оставшихся без попечения родителей

Статьи по психологии » Изучение особенностей личности женщин, готовых и не готовых к материнству » Особенности становления психосексуальной идентичности у подростков, оставшихся без попечения родителей

Страница 2

Особенно остро проблема изучения содержания и структуры эталонов маскулинности-фемининности стоит тогда, когда мы имеем дело с детьми, лишенными попечения родителей и воспитывающимися в детских учреждениях интернатного типа. Известно, что семья оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, формирование его личности. Так, исследователи, занимающиеся проблемами половой идентификации и половой типизации, единодушны в том, что именно семья служит детям той первичной моделью, которая способствует образованию у них определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм реакций, стиля отношения друг к другу и т. д., дает возможность непосредственного познания семейно-бытовых отношений, прав и обязанностей супругов, родителей (А,И,Захаров, А.Г.Харчев). [10] Всего этого практически лишены воспитанники детских домов и интернатов. Поэтому естественно ожидать, что отсутствие семьи определенным образом скажется на характере их психосексуальной идентичности, на особенностях понимания такими детьми роли и функций мужчин и женщин в обществе, особенно в семье.

Таким образом, представления о положительном эталоне фемининности мальчиков и особенно девочек затрагивают широкий круг проблем, они достаточно полно отражают существующие в обществе стереотипы, установки, часто противоречивые и даже взаимоисключающие. Но вместе с тем эти представления производят впечатление еще очень незрелых, малореалистичных, не прожитых в собственном опыте.Отрицательные суждения школьников немногочисленны, относятся преимущественно к внешнему облику.

Иную картину мы наблюдаем, анализируя суждения воспитанников интерната. Прежде всего бросается в глаза то обстоятельство, что нет практически ни одной работы, которая обошлась бы без негативных характеристик. Претензии этих детей очень серьезны, они выделяют широкий круг проблем: алкоголизм женщин, плохое выполнение ими родительских и супружеских обязанностей, отрицательные черты характера. Наиболее привлекательные, положительные качества личности женщин, как и мужчин, отражали преимущественно нравственную сторону взаимоотношений между людьми, между мужчинами и женщинами, родителями и детьми. Другие положительные характеристики встречаются гораздо реже, а требования этих подростков невысоки. Еще одна особенность этих описаний — бедная лексика, никто из этих детей не пользуется такими популярными у школьников терминами, которыми они раскрывают свое понимание женственности (мужественности): элегантность, нежность, воздушность, рыцарство и т. п. Однако и ограниченный словарный запас не мешает воспринимать суждения воспитанников как очень эмоционально насыщенные, в них ярко проявляется собственное отношение подростков к тем характеристикам, положительным или отрицательным, которые они дают современным женщинам (равно как и мужчинам). Вероятно, основной источник формирования подобных представлений — собственный, очень неблагополучный опыт, а другие источники, особенно литература, искусство, или недоступны им, или оказывают слабое влияние.

Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина. Их положительная модель в значительной мере расплывчата, не наполнена конкретными бытовыми деталями, хотя и очень эмоционально насыщена. Одновременно существует и другой эталон — отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение двух образов порождает конфликтную систему требований: идеализированных и неопределенных, с одной стороны, и чрезвычайно низких, ограниченных выполнением элементарных норм поведения — с другой. Конфликтная система требований, отнесенная к тому же только к одной стороне взаимоотношений — семейной, может отрицательно повлиять на формирование адекватных представлений о фемининности-маскулинности и в конечном счете исказить нормальный процесс становления психосексуальной идентичности.

Само по себе наличие семьи не может служить гарантией формирования у детей адекватных и полных представлений о наиболее значимых качествах личности мужчин и женщин. Для полноценного развития этих представлений у детей, растущих в семье, и тем более у воспитанников интернатов, детских домов, т. е. у детей, лишенных попечения родителей, требуется специальная воспитательная работа.

В этой главе были рассмотрены особенности психического развития подростков, воспитывающихся без попечения родителей. Теоретический анализ по данной главе позволяет сформулировать выводы:

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Социальная компетентность подростков, больных шизофренией
Социальная компетентность является фактически новым понятием как для психологии вообще, так для клинической психологии в частности. Однако это проблема является актуальной и значимой на сегодняшний день. Количество людей, страдающих от пс ...

Типы депрессии
Сильная Депрессия. Тяжелая форма болезни, которая длится, по меньшей мере, две недели. Если ее не лечить, то длительность обычного приступа при осложнениях может быть шесть или более месяцев. Кроме того, отсутствие лечения в таких случаях ...

Психограмма сотрудника пожарной части.
Среди мотивов поступления на службу в первую очередь сотрудники называют: стремление к риску, опасности; пример друзей, знакомых, работающих в ОВД; семейные традиции; воинскую службу в вооруженных силах и внутренних войсках; склонность к ...