Психическое развитие подростков, оставшихся без попечения родителей

Статьи по психологии » Изучение особенностей личности женщин, готовых и не готовых к материнству » Психическое развитие подростков, оставшихся без попечения родителей

Страница 3

К.Обуховский отмечает, что у воспитанников интернатов нарушено нормальное развитие потребности в эмоциональном контакте. В образе Я подростков – воспитанников интерната представления о себе как о друге и о своем умении понять внутренний мир другого человека занимают незначительное место, и этим они резко отличаются от подростков, растущих в семье. [30 ]

Для воспитанников интерната и учащихся массовой школы важными для образа Я в поведении оказываются разные стороны: для первых – организация собственного поведения с определенной целью, для вторых – негативистическое противопоставление своего поведения нормативному, соответствие поведения собственным желаниям, представлениям, а не требованиям взрослых.

Таким образом, если утверждение собственного Я, завоевание права вести себя как хочешь у подростков из семьи идет через активное противопоставление себя ситуации, привычным нормам, то у ребят из детского учреждения – через приспособление к этой ситуации.

Стремление к самостоятельности отличает подростков из семьи и подростков из детских заведений. У вторых не только не формируется стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умение самостоятельно организовывать свою жизнь, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное – признание необходимости контроля.

Отмечается также тот факт, что воспитанники интернатов значительно меньше, чем их сверстники из массовой школы, озабочены умением владеть своим поведением, настроением, поступками. Это свидетельствует о несдержанности, раздражительности этих подростков, о том что они часто не могут заставить себя выполнить какое-либо неинтересное или трудное дело без нажима со стороны взрослых. Многие из них вполне это осознают.

Поэтому можно предположить, что в силу определенных условий недостаточное развитие эмоционально- волевых качеств не переживается воспитанником, не является значимым для него и не включается в образ Я .Это связано прежде всего с особенностями жизни детей в учреждении интернатного типа, где твердая регламентация поведения значительно ослабляет у детей необходимость в организации собственной жизни, работы, распределении времени и т.п. [30,46 ]

Е.И.Савонько отмечает, что самооценка воспитанников интерната основывается преимущественно на оценках окружающих, что характерно для детей младшего школьного возраста. [30 ]

Таким образом, характеристики образа Я подростков, живущих в семье и вне семьи, различаются по ряду существенных параметров:

· ориентация на собственные личностные возможности(массовая школа) – ориентация на внешнее окружение, на приспособление (интернат);

· интенсивное становление образа Я в направлении взрослости, связанной с ней системой собственных ценностей от8 к 9 классу (массовая школа ) – стабильность этих сторон в указанный период ( интернат);

· яркая выраженность собственно-подростковых характеристик ( массовая школа ) – несоответствие развития некоторых сторон образа Я возрастным критериям ( интернат ).

В целом, хотя по традиционным критериям отмечается некоторое отставание в развитии образа Я воспитанников интерната, тем не менее оно не исчерпывает специфики развития данного образования в учреждении интернатного типа. Дело не в том, что образ Я развивается в этих условиях более медленно, важно, что он развивается несколько иначе, по другому пути, чем у подростков, растущих в семье.

Страницы: 1 2 3 

Также по теме:

Игровая психокоррекция при работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) является весьма распространенным нарушением детского возраста и представля ...

Научные подходы к изучению мотивов учебной деятельности
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельн ...

Социальные факторы формирования лживости у подростка
Проблемы лжи и обмана, честности и доверчивости чрезвычайно актуальны как для многих профессиональных сфер, так и для межличностных взаимоотношений в целом, однако они еще недостаточно изучены в психологической науке. Перед психологией ст ...