Психическое развитие подростков, оставшихся без попечения родителей

Статьи по психологии » Изучение особенностей личности женщин, готовых и не готовых к материнству » Психическое развитие подростков, оставшихся без попечения родителей

Страница 2

Чешские исследователи Й.Лангмейер, З.Матейчек видят одно из серьезных следствий депривации потребности в родительской любви в отсутствии чувства уверенности в себе у воспитанников детских учреждений. Возникая на ранних стадиях онтогенеза, неуверенность в себе становится устойчивым образованием, характеристикой воспитанника детского дома. [17 ]

Особую важность вопрос о становлении Я приобретает, как известно, в подростковом возрасте. Стремление познать себя, свой внутренний мир, понять свое сходство с другими людьми и отличие от них, возрастающая активность по отношению к самому себе и порождаемые всем перечисленные потребности в самоутверждении, самовыражении (зачастую в крайних, нелепых, с точки зрения взрослого, формах) – вот далеко не полный перечень связанных с Я черт, рассматриваемых как наиболее типичные характеристики подросткового периода. Значение происходящего для целостной характеристики личностного развития трудно переоценить. « Когда говорят : ребенок открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, - писал Л.С.Выготский, - то, с точки зрения того, что нам известно о культурном развитии ребенка, это может быть обозначено как овладение внутренним миром». [5,6 ]

В нашей работе мы остановимся лишь на одном из аспектов становления Я у подростков из Детского дома - образе Я, подробно рассмотрим его содержание и то, как в нем проявляется отношение детей к себе.

Образ Я – структурное образование самосознания, итоговый продукт неразрывной деятельности трех его сторон: когнитивной, аффективной и поведенческой. (В.В.Столин) [30 ]

Многие отечественные психологи (Прихожан, Юферович и др.) отмечают парадоксальность того, что дети из интерната очень мало пишут о себе как о друге: поскольку они живут в ситуации определенного эмоционального дефицита, можно было бы ожидать, скорее, обратного эффекта — повышения значимости дружеских связей, способных до некоторой степени компенсировать недостаток эмоционального тепла. [ 19,21]

Известно, что повышенное внимание к указанной стороне общения — одна из важнейших характеристик подросткового и раннего юношеского возраста (Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин,). На недостаточное внимание к интимно-личностной стороне общения указывает, очевидно, и то, что в интернате лишь незначительное количество подростков говорят о своих трудностях в понимании других людей, в то время как в выборке школьников это делают почти 2/3 испытуемых. Подобное понимание, будучи, по существу, одной из наиболее сложных сторон общения, имплицитно предполагает признание автономности, особенности и многогранности внутреннего мира другого человека, интерес к нему как к личности. [3,14,50 ]

В группе воспитанников интерната обсуждаемая сторона общения оказывается как бы неразвитой, что может быть отчасти связано с особыми условиями общения этих детей со сверстниками. В школе отношения между сверстниками носят избирательный характер. Наличие друга для подростка-школьника — важный параметр самооценки, показатель его собственной ценности. Все это стимулирует повышенное внимание к личностным качествам и собственным, важным для дружбы, и другого человека. В интернате, как уже неоднократно указывалось, дети постоянно находятся в ситуации обязательного общения с достаточно узкой группой сверстников, поэтому избирательность для них отходит на второй план, уступая восприятию контактов со сверстниками как стабильных, неизбежных, таких которые сам подросток по собственной воле изменить не может.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Гендерное исследование особенностей эмоциональной сферы личности больных артериальной гипертонией
Проведенные ранее исследования указывают, что существенную роль в развитии артериальной гипертонии (АГ) играют особенности эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность, алекситимия и другие). Однако на данный момент мало изучены их вза ...

Влияние средств массовой информации
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными мак ...

Ребефинг
Обнадеживающие события в области постижения природы человека и его сознания начали происходить чуть более трех десятилетий назад. В 70-х годах были заново открыты и вошли в широкую психотерапевтическую практику дыхательные методы. В 1974 ...