Анализ результатов исследования

Страница 2

В отличие от студентов первого курса, у четверокурсников наблюдались завышенные показатели по шкале личностной тревоги.(24 %), тогда как на 1 курсе всего 4 %.

Соотношение депрессии и тревожности (личностной и реактивной) у студентов на 1 и 4 курсах обучения:

Как видно из таблиц, удельный вес тревожных и депрессивных нарушений наиболее высок на первом курсе и снижается на четвертом. В отличие от студентов первого курса, у четверокурсников наблюдались только завышенные показатели по шкале личностной тревоги. Обнаруживается закономерность между встречаемостью невротических реакций в зависимости от длительности обучения в вузе: на первом курсе невротических реакций выявлено больше, чем на четвертом.

Таким образом, мы рассмотрели депрессивную и тревожную симптоматику проявления невротических реакций. Но, исходя из теории общей клинической картиной невротических реакций являются помимо симптомов депрессивного и тревожного спектра еще и симптомы вегетативного спектра. Поэтому для изучения способов внешнего выражения тревожности и симптоматики вегетативного спектра была проведена тест-анкета на учебный стресс. Было опрошено 50 человек. В результате у студентов и 1, и 4 курса были выявлены следующие невротические реакции – признаки экзаменационного стресса:

Сухость во рту - 96%

Нарушения сна - 92%

Учащенное сердцебиение, боли в сердце - 60%

Головные или иные боли - 48%

Проблемы с желудочно-кишечным трактом - 26%

Скованность, напряжение и дрожание мышц - 24%

Затрудненное дыхание - 16% всех опрошенных.

Обработка и интерпретация результатов исследования по методике диагностики невротичности Хека – Хесса:

Наличие повышенной нервозности отмечается у 28 % учащихся 1 курса и совсем не наблюдается на 4 курсе.

Таблица 4 Соотношение показателей уровня невротичности и невротического реагирования студентов на 1 и 4 курсах обучения

Невротичность и невротическое реагирование

Невротичность и невротическое реагирование

1 курс

4 курс

%

абс.

%

абс.

Склонность к неврозу

28

7

0

0

Склонность к невротическому реагированию

40

10

4

1

норма

32

8

96

24

всего

100

25

100

25

Для оценки различий между выборками 1 и 4 курсов по уровню наличия невротического реагирования, измеренного количественно в исследовании был применен Q

-критерий Розенбаума

.

n1=25, n 2=25, n1-n2=0<10

xmax(1 )=28 xmax(4 )=23 xmin(1 )=7 xmin(4 )=5

Q эмп = S1 + S2 =8+16=24

Q эмп. =24

Ось значимости:

Зона незначимости Зона неопределенности Зона значимости

----------------------7----------------------------9------------------------------24------

Q кр. (р <0.05) Q кр. (р < 0,01) Q эмп.

Следовательно, различия статистически значимы.

Уровень проявления невротических реакций у студентов 1 курса выше уровня невротического реагирования на 4 курсе, причем различия статистически значимы, достоверность получаемых различий более 99%.

Страницы: 1 2 3

Также по теме:

Подход к интеллекту
Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк [10]. Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Первый из них представляет собой генет ...

Особенности проявлений агрессивности в конфликте
Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения. Проблема детской и юношеской агрессивности в современном обществе является очень актуальной. Лишившись традиционных внешних сдерживающих ...

Индуктивное мышление
Термин впервые встречается у Сократа. Но индукция Сократа имеет мало общего с современной индукцией. Сократ под индукцией подразумевает нахождение общего определения понятия путём сравнения частных случаев и исключения ложных, слишком узк ...