В отличие от студентов первого курса, у четверокурсников наблюдались завышенные показатели по шкале личностной тревоги.(24 %), тогда как на 1 курсе всего 4 %.
Соотношение депрессии и тревожности (личностной и реактивной) у студентов на 1 и 4 курсах обучения:
Как видно из таблиц, удельный вес тревожных и депрессивных нарушений наиболее высок на первом курсе и снижается на четвертом. В отличие от студентов первого курса, у четверокурсников наблюдались только завышенные показатели по шкале личностной тревоги. Обнаруживается закономерность между встречаемостью невротических реакций в зависимости от длительности обучения в вузе: на первом курсе невротических реакций выявлено больше, чем на четвертом.
Таким образом, мы рассмотрели депрессивную и тревожную симптоматику проявления невротических реакций. Но, исходя из теории общей клинической картиной невротических реакций являются помимо симптомов депрессивного и тревожного спектра еще и симптомы вегетативного спектра. Поэтому для изучения способов внешнего выражения тревожности и симптоматики вегетативного спектра была проведена тест-анкета на учебный стресс. Было опрошено 50 человек. В результате у студентов и 1, и 4 курса были выявлены следующие невротические реакции – признаки экзаменационного стресса:
Сухость во рту - 96%
Нарушения сна - 92%
Учащенное сердцебиение, боли в сердце - 60%
Головные или иные боли - 48%
Проблемы с желудочно-кишечным трактом - 26%
Скованность, напряжение и дрожание мышц - 24%
Затрудненное дыхание - 16% всех опрошенных.
Обработка и интерпретация результатов исследования по методике диагностики невротичности Хека – Хесса:
Наличие повышенной нервозности отмечается у 28 % учащихся 1 курса и совсем не наблюдается на 4 курсе.
Таблица 4 Соотношение показателей уровня невротичности и невротического реагирования студентов на 1 и 4 курсах обучения
Невротичность и невротическое реагирование
Невротичность и невротическое реагирование |
1 курс |
4 курс | ||
% |
абс. |
% |
абс. | |
Склонность к неврозу |
28 |
7 |
0 |
0 |
Склонность к невротическому реагированию |
40 |
10 |
4 |
1 |
норма |
32 |
8 |
96 |
24 |
всего |
100 |
25 |
100 |
25 |
-критерий Розенбаума
.
n1=25, n 2=25, n1-n2=0<10
xmax(1 )=28 xmax(4 )=23 xmin(1 )=7 xmin(4 )=5
Q эмп = S1 + S2 =8+16=24
Q эмп. =24
Ось значимости:
Зона незначимости Зона неопределенности Зона значимости
----------------------7----------------------------9------------------------------24------
Q кр. (р <0.05) Q кр. (р < 0,01) Q эмп.
Следовательно, различия статистически значимы.
Уровень проявления невротических реакций у студентов 1 курса выше уровня невротического реагирования на 4 курсе, причем различия статистически значимы, достоверность получаемых различий более 99%.
Также по теме:
Психологические эффекты дискуссии
1. сиюминутный результат в ходе обсуждения;2. результат в течение групповых занятий;3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени.
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситу ...
Идентификация детей и родителей
Под восприятием детьми роли родителей, и в частности под принятием этой роли подразумевается процесс идентификации. В литературе идентификация рассматривается как восприятие другого подобным себе, если субъект взаимодействия видит в этом ...
Оценка самоактуализации по А.Маслоу.
Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка “Опросчика личностной ориентации” (POI) дала исследователям возмож ...
Разделы