Межличностные отношения как показатель психологического климата коллектива и успешности групповой деятельности

Статьи по психологии » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Межличностные отношения как показатель психологического климата коллектива и успешности групповой деятельности

Страница 4

В коллективе, в отличие от малых групп менее высокого уровня развития есть условия для самоопределения личности. Эта возможность неизбежно возникает, когда объединенные в группу дети заняты совместной, причем общественно значимой, деятельностью, т.е. прочно связаны друг с другом схожими ценностями, мотивами, переживаниями и имеют необходимость понимать друг друга, договариваться друг с другом. Это сказывается в снижении конформизма в коллективе, большим принятием разных, пусть даже противоречивых точек зрения. Самоопределение личности можно считать особенностью межличностных отношений в коллективе. Подлинное самоопределение личности возникает в том случае, когда ее поведение в условиях естественно возникшего или специально организованного группового давления обусловлено не непосредственным влиянием группы и не индивидуальной склонностью человека к конформности, а, главным образом, принятыми в группе целями и задачами деятельности, устойчивыми ценностными ориентациями. В группе высокого уровня развития, в отличие от диффузной группы, такой способ является преобладающим и потому выступает как особое качество межличностных отношений. В высокоразвитой группе межличностные отношения имеют преимущественно опосредствованный характер, обусловленный содержанием, ценностями и целями совместной деятельности. Многоуровневая структура межличностных отношений.

Если в диффузной группе взаимоотношения являются относительно непосредственными, то в высокоразвитом сообществе групповые процессы являются опосредствованными и образуют иерархию уровней – страт [Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М., 1996, с.312-315]:

- Центральное звено групповой структуры (страта А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика;

- Первый слой (страта Б) фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника;

- Во второй страте (В) локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. Именно сюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений, например самоопределение личности в группе. Деятельностное опосредствование — принцип существования и принцип понимания второй психологической страты;

- Поверхностный слой межличностных отношений (Г) предполагает наличие связей (главным образом, эмоциональных), по отношению к которым ни совместные цели деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредствующего личные контакты ее членов.

Таким образом, межличностные отношения в высокоразвитой группе являются показателем, скорее, не статусной иерархии, основанной на личных качествах членов группы, а отношения к общественно-полезной групповой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Также по теме:

Использование в социальной работе клиент-центрированного подхода К. Роджерса
В рамках гуманистического подхода существенно выделить концепцию К. Роджерса . Основная суть его психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В осно ...

Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы интеллектуально недостаточных детей
Как и всякие другие дети, интеллектуально недостаточные дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно, что его нет необходимости доказывать. Психика развивается даже при самых глубоких степенях инте ...

Показатели эффективности организации
Эффективность организации определяется по ряду показателей. Оценить эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям – например, по прибыли, полученной в результате деятельности, – недостаточно. Огромную прибыль можно пол ...