Групповые динамические процессы семьи как малой группы

Статьи по психологии » Групповые динамические процессы семьи как малой группы » Групповые динамические процессы семьи как малой группы

Страница 2

Необходимо отметить, что жены в семьях на всех рассматриваемых этапах жизненного цикла выполняют основную нагрузку в реализации большего количества разнообразных ролей в семейной жизнедеятельности, что признается как самими женами, так и их мужьями. Такая особенность ролевого распределения в семьях может свидетельствовать о значительной ролевой перегрузке российских женщин в ходе всего семейного развития.

Мы выявили, что распределение ролей в семье далеко не всегда совпадает с ожиданиями супругов друг о друга и их притязаниями на выполнение тех или иных ролей в семейном взаимодействии. Оказалось, что совпадение ролевых ожиданий и притязаний с реально выполняемыми супругами ролями достигается лишь к периоду «пустого гнезда». Тогда как на более ранних этапах семейного развития наблюдается более или менее выраженный дисбаланс, характеризующийся ролевым напряжением в семейном взаимодействии, интенсивным распределением ролей, борьбой за лидерство и власть, несогласием, столкновениями и поиском супругами себя в системе внутрисемейных взаимоотношений. Такой дисбаланс, высокая интенсивность и постоянная динамика ролевой структуры семьи на начальных этапах семейного развития нередко приводит к внутренним ролевым конфликтам и ссорам между супругами, недовольству друг другом и семейной жизнью, возникновению внутрисемейных ролевых и личностных конфликтов, снижению общей удовлетворенности браком.

Исследование истории семьи при помощи метода геносоциограммы в процессе поиска ресурсов совладания

Начальная социализация ребенка, формирование его личности происходит в семье, с присущей ей структурой, особенностями взаимоотношений, правил и историей. Генеалогический порядок изначально определяет место каждого человека в общности, устанавливает и задает его границы и идентичность (Де Гольжак, 2003). Через усвоение социальных программ и сценариев, вырабатываемых многими поколениями в семье, изучение, осмысление образцов поведения, постижение истории предков и рода человек начинает строить свою индивидуальную историю.

Исследования истории семьи давно проводятся в зарубежной психологии. Почти 60% опрошенных американцев предпринимают активные действия по изучению истории своей семьи (Drake, 2004). К сожалению, в нашей стране дело обстоит иначе. Во многих семьях знание ее истории ограничивается знанием имен-отчеств и некоторых дат жизни родственников и предков в 2-3 поколениях. Это вызвано различными причинами: традициями (например, особенностью русского обряда вхождения жены в семью мужа и отрыв от собственных корней, хотя именно женщина считается во многих культурах хранительницей традиций и семейной истории); устремленность в будущее советского времени и отмена, запрещение многих обрядов и ритуалов как «пережитков прошлого»; преобладающий идеологический принцип «сын за отца не отвечает» и политическая история жизни общества (войны, раскулачивание, сталинские репрессий, как следствие - утрата связи с родственниками).

Однако, сила семейно-родственных связей достаточно высока в нашей стране. Современная российская семья сохраняет многопоколенную структуру, где старшие поколения занимают доминирующие позиции и оказывают различного рода значимую социальную поддержку (материальную, физическую, эмоциональную), а молодое поколение находится в материальной и часто эмоциональной зависимости от семьи. Нередко 3 и более поколений семьи живут под одной крышей, тесными и прочными являются эмоциональные связи в семье. По словам А.А. Шутценбергер (2003), семьи России часто представляют собой сильный социальный атом, клан, матрицу, исходя из которых, человек начинает строить свою идентичность.

Гипотезой нашего исследования было предположение, что работа по исследованию семейной истории приобретает особое значение в процессе совладания как осознанного, целенаправленного, адекватного ситуации и личностным диспозициям поведения, имеющего целью – справиться с трудной жизненной ситуацией, подчинить ее себе. В этом случае обращение к семейной истории, ее исследование может выступать социальным ресурсом. В понятие ресурса совладающего поведения мы включаем личностные и средовые средства, ценности, возможности, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать, актуализировать при необходимости для успешного совладания со стрессом.

Страницы: 1 2 3 4

Также по теме:

Проблемы и классификация лжи в работах отечественных и зарубежных ученых
Античные философы, начиная с Аристотеля и Платона делали попытки разобраться не только в сущности лжи и обмана, но и в морально-психологических аспектах этих явлений, выработать рекомендации препятствующие распространению лжи. Например, з ...

Тенденции новой психологии
В настоящее время в связи с изменением "социального статуса психологии" и закономерным повышением интереса к ее исследовательским – теоретическим и практическим - продуктам возникает необходимость рефлексии тех научных (или кваз ...

Тенденция к самоактуализации
Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть ...