Заключение
Подростковый возраст характеризуется специфическим семантическим и знаковым пространством, соответствующим актуальным потребностям развития личности, идентификацией с одними знаками и обособлением от других. Необходимой частью этого пространства являются значения, отражающие характеристики мужского и женского пола.
В результате проведенного нами исследования особенностей знаковой системы гендерной идентификации современных подростков мы пришли к следующим выводам:
1. Гендерная идентификация может быть представлена в рамках специфических знаков.
2. Гендерную идентификацию можно представить в рамках семантической структуры, через специфическую знаковую систему вербальных символов и обращений.
3. Гендерная идентификация подростков ориентирована как на традиционную культуру, так и на подростковую субкультуру.
1. Подростки для демонстрации половой принадлежности используют специфические невербальные, графические символы одежды, прически и украшений.
4. Выявлены специфические гендерные различия подростков в отношении к знаковым системам, ответственным за половую презентацию: подростки женского пола используют широкий диапазон знаков с многообразными значениями и смыслами; подростки мужского пола в своем большинстве используют меньший диапазон знаков, но их вербальные символы более автономны, свойственны подростковой субкультуре (чувак, кент).
5. У подростков существует свое социально обусловленное знаковое пространство для половой идентификации, включающее специфические формы обращения, предметы, виды деятельности, профессии.
6. У девочек - подростков наблюдается переход с возрастом от использования одних знаков, обозначающих свой пол, к использованию других знаков (от «девочки» к «девушке»). Смена знаков является проявлением динамики самосознания личности и служит показателем более высокого уровня гендерной идентификации девочек.
7. Мальчики прежде всего демонстрируют значимость предметов технокультуры, затем одежды, а девочки - предметов одежды и косметики. Мальчики делают акцент на различных спортивных играх, а девочки - на «домашней» деятельности.
8. Особое место занимает символика агрессии у мальчиков, которая проявляется в вербальных и невербальных знаках.
Таким образом, мы выполнили поставленные задачи и достигли цели.
Гипотезы нашего исследования подтвердились: гендерную идентификацию подростков можно представить через систему знаков/символов. Знаковые системы, презентующие человека как мужчину или женщину, играют определяющую роль в освоении гендерной идентификации в подростковом возрасте.
Теоретические и практические результаты нашей работы могут применяться на уроках/факультативах «Обществознания», «Профориентации», «Этики и психологии семейной жизни», классных часах, родительских собраниях в целях гендерного просвещения и саморазвития личности подростка; использованный нами комплекс психодиагностических методик позволяет диагностировать особенности групповой или индивидуальной знаковой системы гендерной идентификации подростков.
В дальнейшем мы планируем продолжить исследование знаковой системы гендерной идентификации подростков с разным типом гендерной идентичности.
Также по теме:
Понятие игромании
Азартная зависимость, известная как психологическое явление с давних времен, лишь в последние годы стала предметом психологического исследования в связи с развитием и повсеместным бесконтрольным распространение игорного бизнеса [21]. Разн ...
Представление данных, результаты и выводы
На первом этапе определения наиболее ценных личностных качеств для групповой деятельности, мы получили первичный список:
1) общительность;
2) целеустремленность;
3) дисциплинированность;
4) ум;
5) доброта;
6) уравновешенность;
7) о ...
Межличностные отношения и отношение к совместной
деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются:
1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе;
2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу).
Отношение к делу, к совместной деятельност ...
Разделы